Матвей

Jul 09, 2013 02:56

Матвей достиг следующего рубежа в три года.


За этот год освоено гораздо меньше, чем за прошлый. Движение семимильными башмаками младенца приостанавливается. Но порассказать есть о чем. Сначала о плохом. Одно из главных его свойств осталось в неизменности. Крайняя эмоциональность. А к ней еще обидчивость и стеснительность. Боится находиться в кругу незнакомых лиц. Не привык. Если сильно обидится или сильно устал - может наброситься. Иногда кусается. Стал часто грызть ногти и сосать руки. Я даже думала, может с зубами что-то не так. Или с деснами. Поскольку ребенок готов грызть все, даже игрушки и подушки. Но вроде зубы в порядке, все на месте, вот только руки не на месте. Тревожность повышенная. Одновременно появились первые страхи. Пока был только страх темноты и страх ветра. Справились довольно быстро. Очень помогают в смысле страхов сказки Дональда Биссета. В общем, взрослеет мальчик. Растет.

Боюсь сглазить способности, но интересы у него выявились. Ему везде нужны цифры. В метро ли он едет, телевизор он смотрит, играет ли в песочнице. Он всюду хочет видеть с собой цифры. Я не знаю другого такого ребенка, который бы говорил «Матвей будет плакать десять минут» или «Я сейчас отъем треугольник» (имея в виду сыр). У нас сейчас нет строгого режима, но это не сложно было бы сделать. Достаточно показать Матвею часы с цифрами, предупредить, сколько осталось до часа некоего действия, и он пойдет куда надо. Еще будет подбегать и спрашивать «скока осталось»- в смысле, покажи циферки. Считает прямым счетом и обратным. Уже реже ошибается в десятках. По-моему его рекорд уже 280 с чем-то или 320 с чем-то. Он понял принцип повторяемости и пошел… как счетная машина. Написание всех цифр до 100 тоже знает. Сам пишет цифры кроме 3,5,8. Сложить один- два, уже понимает. Отнять - пока нет. Но мы решили его сознательно уводить пока от этих знаний. Рано, как мне кажется. То что нужно, в плане математики, он, похоже, выучит сам, если захочет. Конечно, если все будет продолжаться в том же духе без изменений. К сожалению, так сложилось, и это наша семейная вина, что для Матвея «умный» и «хорошо считает» какое-то время были почти синонимами. Вот и вышло, что вышло.

Говорит Матюша, на мой взгляд, плохо. Часто прибегает к «детскому лепету», особенно когда устает. Что-то бурчит, мычит, лопочет, похожее, но нечленораздельное. С одной стороны, он иногда производит впечатление неразговорчивого мальчика-мужичка из анекдота. Молчит-молчит, а потом как скажет- как отрезал. То есть вроде характер. С другой стороны, когда хочет рассказать о глубинах своей мысли, ему часто не хватает слов. И он лепит слова паразиты, выдержки, рваные фразы из разговоров, мультфильмов, слова песен. Мало кто понимает. Он расстроен. Буквы вроде выговаривает все, и фразы говорит. Стихи не декламирует, не любит. Попросишь рассказать, что знает- начинает бегать кругами и рассказывать взахлеб. Что-то можно разобрать, конечно, если поймать.)) А иногда спросишь что-то конкретное: «Вы ходили сегодня гулять?. А он- ответит о чем-то совсем о другом, -«Папа машина туда.» А некоторые вопросы из серии «С какими игрушками ты любишь играть?» вообще вводят его в полный ступор. Возможно, я слишком много требую от его возраста.

У Матвея очень хорошая зрительная память. Отсюда, видимо, привязанность к семантическим системам. Буквы, цифры,- он выучил еще в прошлом году. В этом быстро освоил марки машин. Все, которые знали мама и папа. На ромб говорит «похож на Рено». Интересуется часами и временем, календарем и сезонами. Утром бежит смотреть, какое сегодня число. Знает, что «за летом будет осень, а потом придет зима. Белая, холодная.» Запоминает надписи в книгах, которые я ему читаю и поясняю. Запоминает, под каким номером его любимые песни на дисках. Понятное дело, с техникой разбирается очень быстро. И очень ею интересуется. А вот ролевыми играми только недавно стал интересоваться (в смысле, пригласим зверей в гости, или построим дорогу для машин). Играет охотнее в знакомые сказки. Что-то вроде театра из подручных материалов. С Матвеем уже можно играть в некоторые игры, это здорово! Он умеет играть, кроме обычных догонялки, пряталки-скакалки, - в футбол, в баскетбол немного, в крестики-нолики, в лото-домино,  простые бродилки с кубиком, недавно попробовали простейшую memo игру,- понравилось. Обожает строить машину из четырех брусочков: «Тачки» Bondibon, любит пазлы. На этом основании я сделала вывод, что у него неплохое пространственное мышление. Купили ему «Катамино», - пока присматривается.

Музыка, по-прежнему, одно из любимых развлечений. Если все остальное время Матвей «вечный двигатель, вечный прыгатель», то музыку он может слушать даже час не шелохнувшись (только щелкая кнопочками переключения песен 8). У него есть свои любимые песни у Азнавура, Максима Леонидова и Бреговича. Свои любимые радиостанции («Дорожное радио» хе-хе). Он любит мелодии, где есть разные настроения (очень прыгал какое-то время под “Mesecina”) Понимает грустная-веселая песня, медленная-быстрая. В какой-то момент ему нравилось барабанить. Попадал если не в ритм, то в настроение, довольно точно. Сейчас охладел. Его новое увлечение- пение. Поет без слов, последнее достижение- со словами, гудит, подпевает нам. Слух, похоже, да, есть. Поскольку в ноты и к концу фразы - в слова, иногда попадает. Будет рассматриваться вопрос обучения его музыке. Но на инструменте, на мой взгляд, еще рано.

Вот, похоже, все. Про Матвея и детей писать не буду. Поскольку пока еще ничего не понятно.  Даже будет ли это больной темой или нет. Одно могу сказать - детей он не боится. Драться, вроде, не дерется. Но если что-то его раздражает, скорее будет пихаться, чем разговаривать. Что пока понятно. Надо работать над речью.

В заключение, скорее для себя, хочу написать несколько ошибок, которые я сама допускала и иногда сейчас допускаю в общении с ребенком. Чтоб самому себе памятка и руководство. Хотя иногда трудно осуществимо, из-за эмоций.

1. Если хочешь что-то запретить, что кажется тебе реально опасным.- запрещай сразу и категорически. Если ребенок стоит пять минут на краю опасной канавы, мама наблюдает-наблюдает, а потом срывается криком: «Да отойди ты, наконец, от этой ямы. Там опасно (вода, грязь, болото, обрыв, пропасть)! Это только испугает, но не действует правильно.

2. Если ребенок к чему-то привык, или привык делать что-то именно так, потом его очень трудно переучить и переубедить. Так что важен первый шаг и первые ошибки.

2. Нельзя рассматривать ребенка с точки зрения взрослой «нормальности». Он все пробует. И в буквальном, и в моральном смысле. И смотрит на реакцию (можно-нельзя). Если он сделал что-то очень-очень очень плохое, это не значит, что у него дурные наклонности и он попадет в тюрьму как рецидивист. Если он сделал что-то очень-очень плохое несколько раз подряд, значит ему очень - очень понравилась ваша реакция на это. То есть она (реакция) не была правильно-запретительной. И лучше ее (реакцию) поменять, как бы сложно ни было.

3. Если надо что-то взять у ребенка или не допустить его взятие этой вещи (телефон, компьютер, любимая помада), то взамен должно быть что-то предложено. Не обязательно вещь, возможно, действие. Просто, как я понимаю, когда ребенок тянется за вещью, он как бы мысленно ею уже владеет. Он уже знает, что хочет с НЕЙ сделать, знает свое будущее. А если отнять, то и будущего лишаешь. Надо срочно предлагать другое будущее, альтернативное.

4. Дети любят точность и порядок. Но в случае, если и вы его придерживаетесь. Любые правила, которые не исполняют все члены семьи, живущие с ребенком, будут ребенком оспариваться. У родителей в комнате беспорядок- и у меня тоже будет. Бабушка смотрит по вечерам телевизор- почему его нельзя мне? Папа не моет руки перед едой- почему я должен? Ребенок любит привычки, ритуалы. Но в них ему нравится постоянство, стабильность, предсказуемость, а не строгость и обязательность.

5. Я уже встречала много детей. И не видела среди них умных и глупых, добрых и злых, смелых и трусливых. Похоже, они бывают только счастливые и несчастные. Как-то так. В одной умной книжке я прочитала, что для психологического комфорта маленькому ребенку нужно, чтоб его минимум 10-15 раз в день обнимал кто-то из родителей. Или особо близких людей. И задумалась. И стала считать.) Как Матвей: «один, два, ти…»)) И вам советую. ))) Объятия, действительно сильная вещч.))

А фотографии можно смотреть тут: http://heart-beater.livejournal.com/451157.html
Previous post Next post
Up