О символах и архетипах

Aug 01, 2011 13:54



- Патриотическая вещица, - тоном мецената одобрил Артюхов и вдруг спохватился: - А кто этот бородач? Мы ж его не проверили!

- Это не бородач! - вдруг с пафосом воскликнул Цицерон. - Это - Иван Сусанин! Символ благонамеренности и благонадёжности! - И погрозил Артюхову пальцем.

«О бедном гусаре…»

_____________

Как всегда, к симуляции умственного ( Read more... )

литературные игры, межкультурная коммуникация

Leave a comment

Comments 120

old_greeb August 1 2011, 10:16:41 UTC
Которая Кармен - оперная или меримешная? Оперную слабо знаю, а у Мериме - никакая не инфернальная красавица, а просто свободная женщина. Хочет - полоснет ножом коллегу на работе, хочет - идет с Хосе на улица Кандилехо, хотя по законам племени и не обязана, не хочет - не идет. За свободу, собственно, и умирает, чего роковым красавицам никак не свойственно.
Да и Старуха Изергиль - такая же. Кармен, избежавшая ножа и написанная Горьким.

Кстати, два раза перечитал ваш список - где Дон Жуан? Или Школьникам не положено?

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 10:49:32 UTC
Стоп, стоп... Она уже не "оперная" и не "меримешная". Это уже пресловутый "архетип", и как она дошла до жизни такой - не наша забота. Дон Кихот в оригинале тоже отнюдь не является "последним романтиком в царстве реализма и меркантильности", а просто старым дураком, помешавшимся на чтении "фэнетэзи". Хорошо. Допустим, Кармен - не дикая роковая красавица. Тогда кто? Если Вам скажут: "Да эта Танька - просто Кармен какая-то" - что, по-Вашему, имеет в виду Ваш собеседник? Что она - свободная Женщина? Хм... Кстати, не лишено. А в каком смысле - свободная?

Что же до "отсутствия" Дон Жуана - так там много кто отсутствует. Для того мы к вам и обратились, чтобы никого не упустить. Кстати, интересно: ведь во времена Моцарта или уже немного позже, в пушкинские времена, Дон Жуан был не символом не столько Рокового Соблазнителя, Любимца Всех Женщин, сколько Вольнодумца, бросающего вызов... понятно, кому. А сейчас это, по-моему, совершенно ушло. Он стал ТОЛЬКО Соблазнителем. Или нет?

Reply

old_greeb August 2 2011, 03:31:59 UTC
Пардон, я как-то не врубился, что речь идет о "мнении народном". Тогда конечно - она самая, Роковая Красавица. Ежели кого Карменой обзовут - сразу рисуется этакая черноволосая черноглазая с грудным голосом, перед коей мужики стелются мостовой, а она по ним шагает.
А Дон Жуан, мне кажется, в оном же мнении - именно что соблазнитель и только, против коего ни одна не может устоять. Впрочем, он и тех, кто не собирается устаивать, тоже не пропускает). Но чтобы бросать вызов Небесам - это как-то забылось, да и не интересно никому.

А кстати, интересно: почему вдруг возникло и распространилось такое противопоставление Д’Артаньяна - лицам нетрадиционной ориентации?

Reply

inostranka_lib August 3 2011, 06:16:28 UTC
Про Д'Артаньяна в первый раз слышу! :) Стало быть - архетип Настоящего Мужика? :):):)
Вот бы он оскорбился на "мужика"! :):)

Reply


boqueron August 1 2011, 10:30:30 UTC
Д'Артаньян вообще не символ, он - полноценный характер. Арамис тоже к этому тяготеет, поэтому его труднее всех "заархетипизировать". Атос и Портос - маски, с ними проще.
И вообще, мне кажется, надо немножко по-другому подойти к проблеме. Можно ли сказать: "этот такой-то - просто Отелло". И всем понятно, что имеется в виду. Тогда архетип. А если сказать: "да он сущий Д'Артаньян" - непонятно. Понятно, что какой-то комплмент, но ТИПАЖ все равно не вырисовывается. Значит, не то. Не символ. Просто такой вот знаменитый персонаж, известный уже не в одной, а в разных культурах.

Из того, что пришло в голову (навскидку). Фигаро. Гулливер. Казанова. Ловелас. Пиноккио. Айвенго. Сейчас подумаю и еще напишу.

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 10:56:07 UTC
Стоп. "Полноценный характер" не может быть символом? Неужели Отелло - это "маска" ревности, а Гамлет - "маска" интеллигентской нерешительности? К тому же, если учесть, сколько народу этот "нерешительный интеллигент" в итоге отправил на тот свет, становится ясно, что интеллигента лучше держать в состоянии "нерешительности" как можно дольше, иначе никому мало не покажется :):)

Теперь разъясни, пожалуйста, кто такой Фигаро? Пронырливый Непоседа? а Гулливер? Путешественник? Нет. С Гулливером у нас как-то всё время связаны какие-то проблемы с ростом, с размерами... Говорят "длинный, как Гулливер", хотя на самом деле он был "длинным" только по отношению к лилипутам... Так что же он символизирует, в конце концов?
Казанова не пойдёт - это реальное лицо, а не литературный герой. Ловелас - да, здорово. Никто уже не помнит романа, но что такое "ловелас", знают все :)

Reply

boqueron August 1 2011, 11:47:32 UTC
Полноценный характер не может быть "архетипом". Это я утверждаю решительно.
Гамлет - никакой не характер. Вся его мнимая сложность объясняется только тем, что Шескпир не сумел впихнуть действие, растянутое в оригинале на много лет, в несколько часов сценического времени. Поэтому Гамлет с одной стороны должен что-то быстро делать, а с другой стороны - должен всячески затягивать с этим "быстро делать", чтобы зрителю было на что смотреть.

Reply

trostna August 1 2011, 12:11:22 UTC
Это Вы так считаете. И Выготский в своей знаменитой статье о "Гамлете" нечто похожее предполагает. Но есть и другое восприятие этой пьесы и этого героя... Я так - решительно не согласна.

Reply


timur0 August 1 2011, 10:31:56 UTC
Шерлок Холмс - сыщик
Винни-Пух - простоватый мудрец

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 11:05:27 UTC
Винни-Пух - здорово, да. Безусловно. Простоватый Мудрец. И немножно Обжора. Но, вероятно, последнее - это больше "наша" ассоциация, связанная не с текстом, а с нашим, (не диснеевским) мультфильмом ( ... )

Reply

timur0 August 1 2011, 11:21:31 UTC
ну, Винни-Пух и по книге обжора - вспомним хотя бы охоту на слонопотама.

да, предлагаю еще Алису - здравомыслие несмотря ни на что.

а Раскольников на недоделанного сверхчеловека не тянет?

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 12:05:17 UTC
Алиса - ОЧЕНЬ здорово, но до символа она, по-моему, как-то недотянула. А жаль. Потому что это - именно Здравомыслие В Безумных Мирах :)

Раскольников - тоже отлично. Но... скажите, насколько широкий международный резонанс имеет совершенное им убийство? Где-нибудь в Германии скажут: "ну, ты прямо как Раскольников"? Или всё-таки нет? Не знаю, если честно.

Reply


mamoolia August 1 2011, 10:54:42 UTC
Дон Кихот - благородный рыцарь

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 11:08:00 UTC
Э-э-э-э... Если мы говорим: "он донкихотствует" - означает ли это, что "он ведёт себя, как истинный рыцарь"? Или что он ведёт себя как прекраснодушный идиот, не желающий замечать реальных обстоятельств?

Reply

mamoolia August 1 2011, 12:08:39 UTC
Может быть и так, но он прекраснодушный.

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 12:55:44 UTC
Да. Но в любом случае это другой символ. Просто Рыцарь - это, скорее, Айвенго. А Дон Кихот - немножко другое...

Reply


aikr August 1 2011, 11:08:23 UTC
Принцесса на горошине - избалованность, изнеженность.

Reply

inostranka_lib August 1 2011, 11:17:39 UTC
Да. Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up