Говорят, что мультикультурализм как политический проект приказал долго жить.
Нам трудно судить о том, насколько преувеличены слухи о его кончине, поскольку в тех реликтовых местах, где это понятие пытаются рассматривать не с точки зрения политики, а с точки зрения собственно культуры, всё выглядит одновременно проще и сложнее.
Нам даже как-то неудобно признаваться, что в нашей не очень благообразной с виду кирпичной башенке из слоновой кости с мультикультурализмом по-прежнему всё в порядке.
Мы и сами не ожидали, что всё будет именно так. Хорошо было чувствовать себя уверенными, живя среди других культур, пока эти культуры существовали только в виде печатных текстов с «иностранными буквами» - необъятное множество дивных инопланетных артефактов, бог весть какими путями свалившихся на наши головы и теперь трепетно нами охраняемых… Артефакты были реальностью - их можно было инвентаризировать, каталогизировать, листать, читать и расставлять на полках. А тех миров, откуда они чудесным образом явились, как бы и не было вовсе. В самом деле - есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это ведь науке неизвестно, и то, что там, на этом самом Марсе, кто-то издаёт какие-то книги, ещё ничего не доказывает…
Первый десант марсиан высадился у нас 1993 году.
Разумеется, это были американцы. Эти ребята везде в первых рядах.
И мы поняли, что они существуют. И - в нашем случае - это было абсолютно радостное открытие. Незамутнённое ни политическими, ни экономическими, ни иными противоречиями. Нам очень стыдно, но такое действительно может быть
Они существуют у нас до сих пор. И в самом деле - наше сосуществование как-то изначально получилось таким хорошим и гармоничным, что и мы, и они, сначала просто удивлялись, потом удивлялись и радовались, а потом окончательно привыкли к такому положению вещей и зажили до смешного нормальной и до умиления добрососедской жизнью.
Из всех культурных центров, поселившихся в наших пределах, Американский - самый уютный и демократичный. Считается, что он представляет из себя некую усреднённую модель публичной американской библиотеки, только с гораздо более высокой посещаемостью.
Огромный звёздно-полосатый флаг при входе. Выглядит как-то вызывающе не-официозно, естественно, почти как деталь домашнего интерьера. Внушительный гипсовый Марк Твен - в отличие от Данте рядом с Информационным центром, абсолютно узнаваемый, только почему-то очень хмурый. Детский уголок с разноцветными ковриками и разбросанными по полу игрушками и фломастерами. Пёстрые фотографии каких-то аборигенов в национальных уборах, с напряжёнными застенчивыми лицами. Разлохмаченные суперобложки, разноцветные пузыри на экране компьютера, бархатные кресла, запах свежих газет и мягкая, шуршащая по углам живая тишина.
Там всё бесплатно. Все услуги и мероприятия. Горы бесплатного сыра и ни одной мышеловки. Можно записаться в абонемент и брать на дом не только книги, но и фильмы, и аудиозаписи. Можно записаться на получасовую беседу с «носителем языка» и после трёх часов обоюдного задушевного трёпа понять, что в вашем окружении появился ещё один хороший знакомый. Можно посидеть в Сети, подремать в кресле, посмотреть старое кино с Кларком Гейблом, распечатать нужную статью из Pro-Quest, определиться, наконец, с тем, в каком из американских университетов будет учиться ваш ребёнок, если, наконец, возьмётся за ум, или дождаться того дня, когда по графику придёт представитель Посольства и заставить его отдуваться за всё, что вам нравится и не нравится в нынешней политике США.
А как там общаются с читателями! Честное слово, это отдельная песня.
- Понимаете, у меня такая проблема…. Я потерял билет. В смысле - читательский. Я понимаю, вы меня теперь не обслужите…
- Обязательно обслужим.
- Что, серьёзно?
- Честное слово.
- Без билета?
- Сегодня - да. Конечно, обслужим, не беспокойтесь.
- А.. завтра?
- А завтра… Значит, так. Слушайте внимательно.
- Да-да, я весь внимание….
- Завтра вы подойдёте к шкафу….
- К каком шкафу? К стеллажу?
- Нет. У себя дома, к своему платяному шкафу.. Слушаете внимательно?
- Да-да, слушаю.
- Подойдёте к шкафу. Откроете дверцу. А там…
- Что - там? Господи боже, что там такое?
- А там - другой пиджак.
- Другой пиджак?! Подождите - при чём тут…
- Там - другой пиджак. Вы снимаете его с плечиков. Заглядываете в нагрудный карман. А там….
- Да-да! Знаете - наверное, вы правы! Я теперь вспоминаю… Он действительно там! А.. но.. если всё-таки он не там, то что мне делать?
- Тогда вы достаёте из того же нагрудного кармана ваш паспорт и приезжаете к нам. Мы вам выпишем новый билет…
Мы понимаем, что сейчас подобными местами уже как бы никого не удивишь. С тех пор, как мы узнали, что они, на самом деле, не очень-то и марсиане, интерес к их культуре не то чтобы утратился сам по себе, но утратил привкус полузапретной остроты. А без него всё вроде бы как, стало пресно, да и границы давно уже не закрыты; хочешь - лети в любое время в любой из Штатов, никто не запрещает…
Ну, и что - положа руку на сердце, мы прямо вот только тем и занимаемся, что летаем туда-сюда?
Ничего подобного. Мы сидим дома, ноем бесконечную мантру «вот были бы деньги да было бы время» и сетуем на «отсутствие языковой практики» и «оторванность от живого языка». А когда кто-то робко пытается нам посоветовать: да вот же, вот оно, рядом, бесплатно и качественно! - мы выпячиваем губу и опять бормочем про отсутствие времени и отсутствие доверия к бесплатным сырам. В лучшем случае вздыхаем : ну-у-у, это да, это конечно, это всё здорово, но э-э-э.… может, того… может, в другой раз как-нибудь?
Почему в другой раз-то? Мы прямо вот так вот уверены, что он непременно будет, этот другой раз?
Загляните вот сюда.
http://www.amc.ru/?section=about&sub=2 Может быть, хотя бы после этого вам всё-таки захочется там побывать.