Предлагаем вашему вниманию статью, адресованную прежде всего специалистам-библиотекарям
В октябрьском номере 2007 журнала «Библиотека» была опубликована статья «Читательский билет? Извольте - социальная карта». В статье рассказывалось о том, как в Библиотеке иностранной литературы в 2005 году был предложен и стал применяться нетрадиционный и оригинальный (для Москвы) эквивалент пластикового читательского билета - социальная карта москвича.
Решение было достаточно простым, лежащим на поверхности, но в этом и состояла его гениальность
Прошло три года - время, достаточно большое, чтобы убедиться в том, что этот эксперимент удался - социальная карта стала в библиотеке привычным и удобным инструментом в обслуживании наших читателей.
Динамика осталась неизменной: 40% читателей Библиотеки иностранной литературы записываются по социальной карте и более 50% посещают библиотеку с социальной картой в качестве читательского билета. Читатели-студенты (держатели социальной карты студента) по-прежнему составляют более половины всего количества наших читателей.
С 2011 года в «Иностранке» достаточно быстро начал разворачиваться проект по созданию библиотечной системы, в которой действует единый читательский билет со штриховым кодом для всех читальных залов (их у нас 17) и московского абонемента. Социальная карта органично вписалась в эту систему, так как на этом универсальном носителе информации изначально имеется шрих-код.
Теперь социальная карта как альтернативный читательский билет будет использоваться еще более широко. Читатель по желанию может легко перейти от одной формы читательского билета (традиционный бумажный читательский билет со штрих-кодом) к другой (пластиковая социальная карта).
У социальной карты москвича, а также жителя Московской области есть еще большие резервы для ее использования (например, в качестве платежного средства в библиотеке), но это, возможно, дело будущего.
Социальная карта в библиотеке
(опыт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино)
Библиотечное дело в России в настоящее время переживает кризис - ряды наших читателей редеют с каждым днем, о чем говорит неумолимая статистика. Это с большим сожалением признаем мы, библиотекари. Понимая, что этот кризис вызван глобальными процессами, и решить такую проблему возможно только комплексно, всем миром, тем не менее, каждая библиотека на своем уровне своими силами и средствами старается привлечь читателей.
В 2005 году Библиотека иностранной литературы предложила читателям использовать социальную карту в качестве читательского билета.
Автор проекта по применению социальной карты в библиотеке - заведующая Научно-исследовательским отделом автоматизации и механизации, кандидат технических наук С.Б.Балакерская. Партнерами Библиотеки иностранной литературы стали Государственное унитарное предприятие г.Москвы «Московский социальный регистр» и ОАО «Объединенный процессинговый центр» Московской области.
Почему такое предложение показалось нам логичным и перспективным? Прежде всего, социальная карта - это документ, поддерживающий набор льгот и услуг, предоставляемых социально защищенным слоям населения, и библиотечное обслуживание хорошо вписывается в этот набор услуг. На социальной карте имеются основные данные, идентифицирующие читателя: фамилия, имя, отчество и фотография, поэтому карта может использоваться как бланк читательского билета на пластиковом носителе.
Анализ состава читателей Библиотеки иностранной литературы показал, что более половины читателей - учащиеся высших, средних специальных и средних учебных заведений. Есть у нас и читатели-пенсионеры. Таким образом, значительная часть наших читателей (63 %) имеют социальные льготы.
Следует заметить, что в большинстве крупных библиотек Москвы стоимость пластикового читательского билета колеблется от 50 до 100 рублей. Изготовление фотографии для бумажного читательского билета обходится читателю в среднем в 150 рублей. Держатель социальной карты фактически получает пластиковый читательский билет бесплатно. Эту услугу мы предлагаем как альтернативу бумажному читательскому билету, а читатель выбирает то, что ему кажется более удобным.
Отметим еще некоторые важные моменты. Применение этой технологии существенно упрощает процесс регистрации: часть информации считывается с социальной карты (фамилия, имя, отчество, дата рождения и номер социальной карты), а карта регистрируется как читательский билет. При этом остальная информация о владельце социальной карты, закодированная на чипе, остается не доступной для библиотечных операций.
Мы используем социальную карту уже три года и можем подвести некоторые итоги: по социальной карте записывается до 40 % читателей (из них 45% студентов и 70% читателей пенсионного возраста).
Сейчас уже смело можно сказать, что социальная карта была принята читателями и заняла свою нишу в ряду услуг, предоставляемых библиотекой. Использование социальной карты удобно и взаимовыгодно для библиотеки и ее читателей. Учитывая наш положительный опыт, можно сделать предположение, что любая библиотека Москвы и Московской области могла бы взять его на вооружение, реализуя тем самым идею единого читательского билета.
В 2006 году мы предложили нашим читателям еще одно новшество - самостоятельное заполнение электронной регистрационной формы.Регистрация читателей Библиотеки иностранной литературы осуществляется в автоматизированном режиме с 2001 года. Параллельно с электронной базой данных поддерживалась традиционная картотека. Читатель заполнял бумажную регистрационную карточку и передавал ее сотруднику для оформления. Помимо ввода данных сотруднику приходилось выполнять операции, связанные с ведением бумажной картотеки, что усложняло процесс записи. При самостоятельном заполнении электронной формы процедура регистрации упрощена, и время оформления читательского билета заметно сократилось.
Отдел автоматизации библиотеки разработал специальную программу для заполнения читателями электронной регистрационной карточки. Самым сложным было создание «дружественного интерфейса», который был бы понятен каждому. При этом мы ориентировались не только на продвинутого пользователя, но и на тех, кто владеет лишь азами компьютерной грамотности или видит компьютер впервые. Только после нескольких редакций нам удалось добиться приемлемого варианта интерфейса. Вначале были сомнения - а смогут ли наши читатели, такие разные, работать с компьютером? Наш расчет был на то, что компьютерная грамотность в основном стала нормой для большинства, но результаты превзошли наши ожидания. Сейчас самостоятельно заполняют электронную регистрационную форму до 95% читателей. Для того, чтобы ее заполнить требуется, в среднем, пять минут. Для удобства читателей имеются подсказки на экране и подробные «Правила заполнения электронной формы» рядом с каждым рабочим местом. Ну, а мы, сотрудники, всегда готовы помочь в режиме «мобильного обслуживания». Сейчас для самостоятельной записи выделено девять терминалов. В ближайшем будущем планируется выложить электронную форму на Домашней странице Библиотеки иностранной литературы для того, чтобы желающие пройти предварительную регистрацию могли это сделать в режиме удаленного доступа.
Претерпела изменения и такая традиционная библиотечная операция как выдача контрольных листков. Раньше сотрудник заполнял контрольный листок от руки. Отдел автоматизации предложил специальную программу для оформления контрольных листков. Эта программа проверяет статус выдачи контрольного листка (прошел ли читатель перерегистрацию, не нужно ли ему обратиться по какому-либо поводу к сотруднику зала регистрации и т.п.). Контрольный листок распечатывается на принтере и на нем отображается: номер читательского билета, фамилия с инициалами читателя, дата и время выдачи контрольного листка. Теперь контрольный листок оформляется четко и разборчиво, содержит максимум полезной информации. В этом году мы вместе с читателями отметили наш общий праздник - День Библиотек, распечатав текст поздравления на контрольных листках 27 мая.
И еще несколько слов о наших планах. Для удобства читателей, а также посетителей, еще не записавшихся в библиотеку, в холле 1-го этажа в помещении зала регистрации мы разместили электронные каталоги, где можно получить информацию о наличии и местонахождении того или иного издания в фондах Библиотеки иностранной литературы. Читатель библиотеки может сделать здесь текущий или предварительный заказ на любое издание из основного фонда.
Электронные каталоги - это часть информационного пространства, которое мы хотели бы развивать и расширять. Цель этого проекта - централизованное и оперативное информирование посетителей о ресурсах и услугах Библиотеки иностранной литературы, а также ориентирование пользователей в информационно-культурном пространстве, выходящем за ее пределы.
В заключение хотелось бы сказать, что всегда и везде есть место для оптимизма и творчества. Изменив привычные технологии, мы подняли обслуживание читателей в библиотеке на более высокий уровень, не привлекая значительных средств.
Каждая библиотека уникальна и этим интересна своим читателям. Возможно, и рядом с вами есть нетрадиционные решения каких-то проблем и эти решения надо просто суметь увидеть.
P.S. Прошу еще немного вашего внимания, потому что не могу удержаться от комментария, касающегося преамбулы этой статьи.
Кризис в нашей стране, да и в мире постепенно идет на убыль, чего, к великому сожалению, нельзя сказать о библиотечном деле. Здесь кризис углубляется с каждым днем, принося разрушительные изменения. Каким-то образом в обществе появилась идея о том, что библиотеки, история существования которых восходит к глубокой древности, теперь стали никому не нужны - книги никто не хочет читать, потому что все можно «скачать» из «всемирной паутины». Мне эта идея кажется не только странной, но весьма легковесной, не обоснованной и отчасти даже циничной. Ведь одно другому совсем не мешает, а прекрасно дополняет друг друга, я имею в виду электронные и традиционные (бумажные) носители информации. Лично я страдала бы в равной степени, лишившись возможности, как чтения книг, так и пользования электронными ресурсами. Сейчас мало кто может себе представить жизнь без Интернета, но как отличается чтение с монитора компьютера от общения с книгой. Тоже можно сказать и об электронной книге(e-book). Феномен общения с книгой на бумажном носителе дает иное качество восприятия информации, такая книга учить размышлять, а электронные издания формальны, хотя, бесспорно, более удобны для аналитической работы. Ведь дело может обернуться так же, как с пресловутым ЕГЭ - учащийся не стремится постичь изучаемый предмет, а старается приспособиться и обмануть неумную программу.
Библиотека - это сложившийся тысячелетиями социокультурный институт, присущий нашей цивилизации. Такой же, как театр, школа, музей. Да, библиотека может развиваться, менять свои формы, брать на себя другие, непривычные для нее пока функции, но она должна оставаться частью организма нашего общества. Частью, которую невозможно безболезненно и без последствий отрезать и выбросить. Простите за повторение прописных истин, но библиотека - это хранилище накопленных в обществе знаний, центр информации, образовательный центр, культурный центр, и, если так можно выразиться, доступный всем слоям населения клуб для общения. Гонения на библиотеки приняли угрожающий характер: казалось бы, простая и не требующая доказательств истина, что библиотека, как учреждение культуры, не может быть самоокупаемой. Цивилизованное государство должно охранять и поддерживать подобного рода учреждения, понимая их ценность и значение для развития его граждан. Это понимали при фараонах, при царях и при генсеках. Но такая простая вещь не приходит в голову нашим чиновникам. Ведь библиотека и хозрасчет - две вещи... ну, скажем не очень совместные, не так ли?