Ограниченные сроки подготовки будущих командиров в танковых училищах и учебных частях требуют особого подхода к методу их обучения. Главное и решающее здесь - учить только тому, что потребуется на войне, и при этом делать всё так, как это делается на войне.
На первый план выдвигается практический метод обучения. Он требует особенно четкой организации занятий, максимального использования учебных агрегатов и пособий, оружия и материальной части с таким расчетом, чтобы каждый обучающийся имел всё необходимое для приобретения хороших боевых навыков.
Требование наглядно обучать тому, что нужно на войне, обязывает командиров и преподавателей систематически осваивать опыт войны, накапливать его, обобщать и передавать учащимся. Большую пользу в этом деле могут оказать командиры и курсанты, побывавшие в боях. Надо лишь правильно и умело использовать их знания и навыки в училище. Например, не будет зазорным, если командир или преподаватель, не имеющий достаточного боевого опыта, поставит ряд вопросов фронтовикам, и чтобы они ответили, как тот или иной прием выполняется в бою.
Многие танковые училища - Ульяновское, Харьковское и другие - правильно подошли к разрешению этой задачи. В этих училищах не только организуются беседы с участниками боев и используется их опыт, но также ведется обширная переписка с бывшими курсантами, находящимися теперь на фронте.
Вот что пишут фронтовики курсантам Харьковского танкового училища: «Вы будете находиться в стальной коробке, где спросить совета не у кого. Поэтому сейчас, пока у вас есть возможность, приучайтесь самостоятельно мыслить и не ждите подсказки товарища, решительно во всем старайтесь добиться результата сами, без посторонней помощи».
Фронтовики дают советы и преподавателям: «Заставляйте ваших питомцев думать самостоятельно, приучайте их к самостоятельности. Самое главное - проводите все занятия на местности в любую погоду, особенно в ночное время, учите курсантов грамотно читать карты, составлять донесения. Особое внимание обратите на взаимодействие танков с пехотой, артиллерией и авиацией, на танковую разведку. По огневой подготовке - не указывайте курсантам дистанцию и боковые поправки, а заставляйте обучаемых делать всё это при выходе на линию огня».
Больше практики, самостоятельности в работе курсанта - к этому в основном сводятся пожелания фронтовиков, заслуживающие самого пристального внимания. Кстати сказать, к таким же выводам приходят и преподаватели, побывавшие на стажировке в действующих частях. Умелое использование опыта этих преподавателей тоже поможет значительно улучшить обучение в танковых училищах.
Короткие сроки обязывают командиров и преподавателей четко и целеустремленно организовать учебный процесс, чтобы не тратить времени на второстепенные вопросы. Будущему командиру-танкисту важно, прежде всего, изучить и практически освоить главное, без чего он не сможет стать полноценным командиром. Постараемся вкратце указать, что же именно.
Опыт боевых действий танковых экипажей, подразделений и частей обобщен в ряде уставов и наставлений. Первая задача тактической подготовки курсанта-танкиста и состоит в том, чтобы он отлично знал эти уставы и наставления, правильно понимал их и умел применять на практике.
Сила танков заключается в мощном огне и в стремительной атаке. Основной вид воздействия танков на противника - стрельба с хода. Следовательно, в огневой подготовке курсантов, после первого же занятия по изучению танкового оружия (боевое отделение танка), нужно планомерной тренировкой прививать навыки работы при оружии. По мере прохождения программы последовательно усложняется об’ем тренировки. Начав с посадки и приведения оружия в положение «к бою», курсант постепенно начинает связно выполнять все приемы наблюдения и производства выстрела с места, с коротких остановок, с хода.
На практические стрельбы можно допускать курсантов лишь после тщательной индивидуальной проверки навыков, необходимых для самостоятельного решения огневой задачи. Все действия курсанта при оружии должны быть проверены и строго оценены. Пребывание курсанта на полигоне необходимо полностью использовать для практики в действиях при оружии, в наблюдении за полем боя, глазомерном определении расстояний до целей, применении правил стрельбы и т.д.
Опыт войны требует, чтобы танковая атака производилась на максимальных скоростях. Танкисты должны при этом действовать смело и решительно, нанося внезапные удары врагу. Тут нужны такие качества, как инициатива, военная хитрость, стремление к взаимной выручке, нужны четкое взаимодействие с другими родами войск, тщательная разведка поля боя, противника и его огневой системы, безупречное овладение радио, как основным и постоянным средством связи в танковых частях. Всему этому нужно учить будущих командиров практически, т.е. в поле, на материальной части, давая больше тренироваться в стрельбе с хода, в ориентировке на местности, в решении огневых и тактических задач.
Большую роль в совершенствовании практических навыков курсанта играет комплексный метод обучения, когда боевая машина одновременно используется для выполнения ряда учебных задач: вождение по пересеченной местности, решение несложных тактических вопросов, тренировка в наводке по быстро появляющимся целям, организация радиосвязи. Обучаемого, который быстро и сноровисто справляется со всеми заданиями комплекса, можно считать готовым к бою.
Наряду с перечисленными вопросами командиру-танкисту надо отлично знать материальную часть танка, правила и нормы его эксплоатации и обслуживания. Парки и мастерские в училищах должны обеспечить выполнение этой учебной задачи. Занятия в парке у боевой машины нужно организовать так, чтобы ни один курсант не остался без практической работы. Наиболее оправдал себя в данном случае метод организации занятий по подгруппам в 4-5 человек, когда каждой подгруппе дается определенное задание с последующей сменой рабочих мест.
Практический метод изучения техники означает, что не только теорию, но и самое устройство этой техники, взаимодействие частей или работу систем следует проходить в строго минимальном об’еме, необходимом для сознательного поддержания техники в постоянной исправности. Поэтому основой обучения и здесь должен быть показ с немедленным закреплением того или иного технического приема самостоятельной работой обучаемого. В процессе всей учебы надо повторять каждый прием возможно чаще, чтобы он перешел в прочный навык.
Помимо того, что на практическое изучение техники отводится львиная доля учебного времени, надо всюду и везде тренироваться в важнейших технических приемах. Это значит, что техническую подготовку следует вкрапливать во все другие разделы обучения. Только таким путем можно воспитать грамотного командира-танкиста при сокращенных сроках его подготовки. Курсанты очередного выпуска должны быть прикреплены к танкам в курсантские роты на 5-10 дней для практической работы в качестве механиков-водителей, младших командиров, помощников командиров взводов и т.д. || Полковник С.Якимов.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Гвардии старший лейтенант В.Куликов показывает бойцам, как вести огонь из противотанкового ружья по самолетам противника.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф.Левшина.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года # М.Зощенко.
Портрет || «Красная звезда» №124, 28 мая 1943 года
# Ю.Либединский.
Казачья дочь || «Красная звезда» №123, 27 мая 1943 года