П.Крайнов, Р.Моран. В Курске || «Красная звезда» 29 мая 1942 года

Jun 03, 2019 23:58

Взято у 0gnev




Шесть месяцев хозяйничают немецкие оккупанты в Курске. Шесть месяцев длится кровавый кошмар фашистского разбоя в одном из некогда цветущих советских городов. Прошло уже много времени с тех пор, как первый немецкий солдат вступил в Курск, а казни, расстрелы, пытки и издевательства над мирным населением не прекращаются, а усиливаются.

Не так давно немцы учинили кровавую расправу над 400 жителями города. Женщин, стариков и подростков заперли в подвалах дома по улице Ленина №25. Там было так тесно, что люди могли только стоять, прижавшись друг к другу. Многие умерли тут же, еще до казни. Оставшихся в живых вывезли на грузовиках на Фотежское шоссе и в овраге расстреляли. Между прочим, солдат, производивших расстрел, немцы переодели в красноармейскую форму. Немецкие фотографы и кинооператоры снимали весь процесс расстрела, готовя, очевидно, очередную фальшивку для немецкой пропаганды.

Ежедневно на улицах Курска можно наблюдать страшные картины чудовищных расправ фашистов над советскими людьми. Немцы захватили как-то раненого лейтенанта Ивана Дмитриевича Богданова. Солдаты волочили его по земле, нещадно избивая палками. Богданов скончался под ударами палачей тут же на улице. Сына сторожихи педагогического института Марии Николаевны Бутовой - комсомольца Валентина Бутова немцы ночью вытащили из квартиры и поволокли на электростанцию. Там они пытали его электрическим током и, умертвив, выбросили обуглившийся, изуродованный труп на улицу.

Население Курска голодает. Несколько хлебных магазинов, открытых в городе, продают хлеб только немцам. Люди питаются отбросами, гнилой и прелой картошкой, которую подбирают на свалках, трупами павших лошадей. За зиму тысячи людей умерли от голода. Голодной смертью погиб старый учитель С.Ф. Ковалев, хорошо известный в городе. По улицам бродят сотни опухших от голода людей. Родители отправляют детей нищенствовать в окрестные деревни. Редким счастливцам удается купить за чудовищную цену стакан отрубей - единственный с'естной продукт, который еще можно иногда найти на рынке.

Высшие учебные заведения и школы не работают. Городская картинная галерея, составлявшая гордость Курска, уничтожена немцами. Все мало-мальски ценные полотна уворованы немецкими офицерами. Разграблен и краеведческий музей. Отсюда похищены все редкие экспонаты, в частности, личные вещи Шамиля. На все многотысячное население города открыта одна крохотная амбулатория, которая берет с больных непомерную плату.

Германские власти возродили в Курске проституцию. Открыты три дома терпимости, куда немцы силой загнали русских девушек и женщин. На Семеновской улице на одном из домов красуется вывеска: «Дом свиданий для немецких солдат». Открыт публичный дом и в гостинице, которая до революции называлась «Полторацкие номера» и была известна, как притон.

Немецкие оккупанты смотрят на всех жителей города, как на своих рабов, с которыми можно сделать все, что захочется. Последнее время они стали насильно увозить городских жителей в Германию. 3 мая вокзал в Курске был оцеплен усиленными патрулями немецких солдат. Под конвоем тянулись по улице вереницы мужчин, женщин, подростков. Слышались глухие рыдания. Люди с отчаянием оглядывались, ища своих близких среди толпы, разгоняемой прикладами. Только в мае из Курска было насильно отправлено 4 эшелона рабочих.

Местные германские власти получили задание прислать 25 тысяч рабов для имперской промышленности. Немецкий комендант Курска и городская управа об'явили вначале добровольный набор желающих поехать работать в Германию. В самых розовых красках немцы высокомерно об'являли, что «только в Германии отсталые русские рабочие могут научиться по-настоящему работать и получить высокую квалификацию». Разумеется, никто не поверил этой гнусной лжи оккупантов, и добровольцев среди трудящихся Курске не нашлось.

Тогда немцы открыто перешли к своим обычным рабовладельческим методам. Была об'явлена регистрация по специальностям всего населения Курска: мужчин от 15 до 60 лет, женщин от 15 до 55 лет. После регистрации власти стали раздавать персональные повестки о явке в определенный день и час для отправки на работу в Германию. Невзирая на семейные связи и на возраст, людей хватали, сажали в эшелон и увозили. Матерей разлучали с детьми, жен - с мужьями, девушек - с родителями.

За полгода хозяйничанья в Курске немцы не только физически истребили значительную часть населения, но и привели на край гибели всех еще уцелевших жителей. Приказом немецкого коменданта и городского головы - предателя Смялковского - в городе была введена обязательная трудовая повинность для всех подростков, мужчин и женщин до 60 лет. В приказе сказано: «Лица, отказавшиеся или уклонившиеся от порученной им работы, независимо от кого бы ни исходили это поручение, - непосредственно от командования германской армией или городской управы, - подлежат смертной казни». Подневольный каторжный труд от зари до зари отнимает у людей последние силы.

Несмотря на массовую мобилизацию населения на всевозможные работы, немцам не удалось восстановить хотя бы часть курской промышленности. Если не считать нескольких жалких кустарных мастерских, вся хозяйственная жизнь города замерла. Электростанция работает с перебоями, хотя электрический ток дается только в те квартиры, где живут немцы. Пищевые предприятия обслуживают исключительно немцев, фашистские власти боятся использовать на них русских рабочих, ожидая диверсий. На хлебозаводе и в железнодорожной хлебопекарне работают исключительно германские солдаты - русские используются только на колке дров.

В последнее время ненависть населения к оккупантам так обострилась, что немцы стараются заменять русских рабочих рабами из других оккупированных стран. В Курск пригнали на каторжные работы сотни человек из Чехии, Сербии, Черногории. Фашистские изверги терзают их так же зверски, как и советских граждан. Жительница Курска, вырвавшаяся из фашистской каторги, рассказывает, что 6 мая недалеко от железнодорожной станции, у водокачки, она была свидетельницей кошмарного издевательства немцев над группой чехов и сербов. Немецкие солдаты пригнали эту группу, человек в 150, к большой луже и, избивая их палками, заставляли ложиться в грязь и пить зловонную жижу.

Привозя рабов с Балкан, немецкие власти одновременно импортируют рабовладельцев из Германии. Недавно в Курск приехали около 200 немецких помещиков, дельцов и чиновников. Они заняли одно из лучших в городе зданий. Как было официально об'явлено, вся эта свора авантюристов прибыла «для восстановления города Курска».

Страшные мучения переносит Курск под пятой немецких оккупантов. Реки невинной крови пролили фашистские звери, но не смогли они покорить советских людей. Несмотря на пытки и казни, на мучения и голод, жители Курска верят в победу над лютым врагом. Нередко видят они, как над городом появляются могучие стальные птицы с красными звездами на крыльях, слышат взрывы советских авиабомб на немецких военных об'ектах. Недавно советская авиация удачно разбомбила в Курске немецкий склад с горючим. Осколком бомбы оторвало ногу одному из предателей, члену городской управы.

- Фашистские собаки не скроются от советских бомб! - говорили жители Курска, обрадованные этим известием.

Глухими ночами замертво падают на темных улицах немецкие офицеры и солдаты, сраженные ударами народных мстителей. Германские власти беснуются, расстреливают десятки заложников, но борьба против оккупантов продолжается. || П.Крайнов. Р.Моран.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №124, 29 мая 1942 года

# И.Эренбург. " Новый порядок" в Курске || "Красная звезда" №47, 26 февраля 1943 года
# А.Кривицкий, П.Крайнов. Немецкие «порядки» в Курской области || «Красная звезда» №169, 21 июля 1942 года

немецкая оккупация, весна 1942, газета «Красная звезда», май 1942

Previous post Next post
Up