Илья Эренбург. Глубокая Мокатыха || «Красная звезда» 13 мая 1942 года

May 14, 2019 23:58




27 октября прошлого года немцы заняли хутор Глубокая Мокатыха Славянского района. 3 апреля наши бойцы освободили хутор. Они увидели груды развалин. Повалены заборы, рассыпались домики, разметаны соломенные или черепичные крыши, вырублены сады, разрушена школа - пять месяцев здесь резвились гитлеровцы.

Хутору Глубокая Мокатыха полтораста лет. Вот здесь стояла первая хата Григория Савченко, прозванного «дедом-почтарем». Он возил почту из Славянска в Изюм. «Дед-почтарь» основал хутор, и до наших дней жителей Глубокой Мокатыхи звали «почтарями». Почти все они носят имя Савченко. Жили в хуторе рабочие. Жили хорошо. Были у них коровы, свиньи, овцы. Немцы все с'ели.

В холодную зиму немцы раздели и разули хуторян. Забрали валенки. Забрали теплые шапки. Немцы глумились над людьми. Иосифу Романовичу Савченко 67 лет. Немцы пришли, говорят: «Лови, мальчик, куриц!» Он поймал трех своих кур, отдал немцам. Тогда один приставил к старику пистолет: «Мальчик, живо! Сделай еще три курицы...» Прасковью Трофимовну Савченко немцы избили до потери сознания. Старика Григория Лукича Савченко били по лицу плеткой. Пятнадцатилетнюю Тоню Савченко заставляли снимать вшей с голых немцев, а когда она упиралась, били ее смертный боем. Мальчик Ваня - ему шесть лет - засмеялся громко в хате. Немцы обиделись, избили мальчика на глазах у матери. Восьмилетний Петя Савченко не свернул с дороги, когда шли два немца. Они его повалили на снег и били сапогами.

Когда части Красной Армии стали подходить к хутору, немцы потребовали, чтобы жители ушли в Славянск. Они выгоняли женщин из домов. Кто не хотел итти, того избивали. Из 174 душ они угнали к себе в тыл 110.

В марте немцами овладел страх. Они запрятались в погреба. Они заставляли женщин рыть окопы, рубить дрова, ходить за водой. Они посылали женщин под огонь. Немцы боялись темноты: ночью не выходили из нор. Говорили, что лай собак их выдает, и перебили всех собак. Жители рассказывают: «С нами они храбрые были, а как услышали выстрелы, не узнать - дрожат, паршивцы»...

Вот Ульяна Спиридоновна Савченко - ее муж командир Красной Армии. Она говорит: «Мужу напишу...» Иосиф Романович повторяет: «У меня сын в Красной Армии. Пусть знает...» Молодая жена красноармейца Наталья Арсеньевна Савченко рассказывает: «Выгнали меня голой из хаты, а хату взорвали... Товарищи мои родные, увидите мужа - скажите...»

Какое дело немецким грабителям до «деда-почтаря» и до старого хутора? Им все равно, что люди здесь работали, справляли свадьбы, няньчили детей. Для них наши девушки - забава. Для них наши дома - солдатский постой. Для них наши дети - мошкара. Наша земля для них - чужое поле - вытоптал и ушел восвояси.

В тысячах сел плачут опозоренные женщины. В тысячах сел проклинают жизнь старики. В тысячах сел умирают дети. Весеннее солнце давно согнало снег с полей вокруг Глубокой Мокатыхи: не по снегу, по земле пришли в хутор освободители. Не в декабре - в апреле наши бойцы спасли внуков «деда-почтаря». Весна пришла. Горячие бои впереди. Летят по голубому небу быстрые тучи. Близится время первых майских гроз.

Что такое наступление для немцев? Еще тысяча сожженных деревень. Краденые одеяла. Краденые куры. Краденая забава на час. А потом пуля в живот и могила на чужой стороне. Для нас наступление - это жизнь наших близких, это спасенные семьи, это счастливые слезы вырученных женщин, это благословение стариков и детворы, что весело верещит - русским, по-русски: «Дяденька, пришли!..»

Друзья из рода Савченко, где вы? Может быть, в холодной Карелии. Или в солнечном Крыму? У брянских лесов? Ваши жены, ваши родители спасены. Спасите чужих жен и чужих матерей: все мы теперь, как одна семья. Суровая весна пришла для России. И наши бойцы пойдут вперед: наступать - это значит жить. || Илья Эренбург.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ГОЛОДАЮЩАЯ ГЕРМАНИЯ
Офицеры гитлеровской армии спекулируют продуктами питания

АНКАРА, 12 мая. (ТАСС). Приехавший недавно в Турцию подданный нейтральной страны, который пробыл всю зиму в Германии, описывает Германию сегодняшнего дня. По его словам, немцам приходится туго затягивать пояса. В течение своего пятимесячного пребывания в Германии - с декабря по апрель - ему пришлось быть свидетелем острого перелома в моральном состоянии немцев, в сознании которых надежда на победу все больше угасает.

Очевидец рассказывает, что, когда он приехал в Германию в декабре, гитлеровцы громко кричали о германской победе. Но уже в апреле у немцев был угрюмый вид, а разговоров о победе как не бывало. По мнению очевидца, основной причиной такого ухудшения морального состояния немцев являются неудачные зимние военные действия в России и непрерывное ухудшение продовольственного снабжения в Германии. По словам очевидца, офицеры гитлеровской армии занимаются продажей продовольствия по спекулятивным ценам. Население не может достать даже половины причитающегося скудного пайка.

Очевидец рассказывает, что улицы Берлина представляют печальное зрелище Часто можно видеть солдат-инвалидов без носов, ушей, рук, ног. В результате огромных потерь германской армии на советско-германском фронте немцы вынуждены были призвать в армию мальчиков и стариков. Друзья очевидца, посещавшие германские университеты, рассказывали, что аудитории почти пусты.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №110, 13 мая 1942 года

# Трагедия в деревне Дубовцы || «Красная звезда» №30, 6 февраля 1942 года
# А.Боровский. По деревням, где бесчинствуют немцы || «Красная звезда» №164, 15 июля 1942 года

1942, немецкая оккупация, весна 1942, зверства фашистов, газета «Красная звезда», май 1942

Previous post Next post
Up