(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Природа нагорного Крыма создала великолепные условия для партизанской войны. Горы здесь лесисты, ущелья узки и извилисты, малоизвестные горные тропы пересекают крымскую Яйлу во множестве направлений, позволяя избегать шоссейных дорог, проходящих через населенные пункты. Ущельями можно опуститься с гор к морю и подняться от морского берега в любое горное гнездо.
Партизаны Крыма в полной мере использовали все преимущества своего театра войны, хотя - нужно помнить это - им пришлось действовать в самое тяжелое время: осенью и зимой.
Зима в этом году была особенно сурова, с глубоким снегом. Снабжение партизанских баз, да и сами выходы на операции решались в чрезвычайно сложных и очень мало выгодных для партизан условиях. И, однако, партизанская война в Крыму приобрела внушительный размах, вовлекая в себя все более широкие слои народа. Зверства немецко-румынских оккупантов заставляют целые села уходить в леса и браться за оружие. Крым не склонил головы перед фашистскими палачами. Крым борется. На каждый новый расстрел он отвечает не покорным смирением, а дерзким вызовом.
Попытки немцев провокационно рассорить народы, населяющие Крым, оказались обреченными на неудачу. Если некоторое количество уголовных элементов из крымских татар и пошло на службу к немцам, зато основная масса татарского населения уже окончательно раскусила авантюризм фашистской политики. Немцы грабят и жгут крымско-татарские, греческие, болгарские деревни, так же как и русские. Они с одинаковым бешенством убивают татарских, греческих, болгарских и русских женщин с малолетними детьми.
Партизанские отряды Крыма в ответ на зверства с каждым днем растут и крепнут. Есть районы, в которых фактически сохранились и действуют все органы советской власти. Есть деревни, где в отсутствие немцев работают даже кооперативы, сумевшие уберечь от немецких разбойников все свое добро.
Из горных убежищ партизаны время от времени спускаются к деревням, занимают их, укрепив, превращают в маленькие форты, способные противостоять даже натиску артиллерии. Тактика просачивания в населенные пункты и оборона их силами всего населения чрезвычайно активизирует борьбу с врагом. К такой внезапно возникшей партизанской крепости со всех сторон тянутся люди, выжидавшие лишь удобного случая, чтобы взяться за винтовку. Деревня, превращенная в оборонительный пункт, становится центром всей политической жизни округи.
На-днях из районов нагорного Крыма прибыло несколько партизан. Глядя на них, трудно как-то поверить, что люди эти в течение многих месяцев были совершенно оторваны от жизни Советского Союза. Они хорошо осведомлены о положении на фронтах. Они в курсе всех политических новостей. Еще бы, у них ведь своя газета «Крымский партизан», свои рации.
Что же они рассказывают о положении в оккупированном Крыму?
- В горы уходят целыми семьями, - говорит один партизан, - забирая с собой коней, скот и остатки продовольствия.
Известен среди крымских партизан один колхозник, который сражается вместе с женой, двумя сыновьями 16 и 14 лет и двумя дочерьми, из которых младшей 12 лет. Четырнадцатилетний сын Степан, талантливейший разведчик, награжден орденом Красного Знамени. Самого младшего шестилетнего сына партизан вынужден был из-за холодов оставить в селении у знакомых. Кто-то из предателей сообщил немцам, что в деревне сын партизана. Собрав на площадь жителей села, немцы в присутствии их подвергли ребенка зверским истязаниям. Ему втыкали под ногти иголки, поджаривали на огне. Мальчуган быстро терял силы. Только по гримасам лица да по судорогам тела можно было догадаться, что он еще жив. Немецкие палачи мучили ребенка - страшно сказать! - в течение пяти дней и повесили его вниз головой, прикрепив к телу надпись: «Повешен за связь с партизанами». После этого зверского преступления почти все село перекочевало к партизанам.
Отряд, в котором был один тбилисец, «обслуживал», как он говорит, шоссе между Симферополем и Алуштой. «Регулировали движение», - лукаво подмигивает партизан. Эти «регулировщики» несколько раз минировали шоссе и однажды на двое суток совершенно прекратили всякое движение. В результате этого паника, охватившая немцев в Алуште, была так велика. что их гарнизон ночью покинул город и дожидался утра в поле.
Боевые действия крымских партизан не исчерпываются минированием дорог и выведением из строя обозов. Партизаны взорвали Бишуйские угольные копи и подожгли уголь, выданный на-гора, и за последние месяцы провели 60 боев. Некоторые из них принимали характер длительных сражений. Таким было, например, сражение с горно-стрелковой румынской дивизией. Дело в том, что после разгрома 18-й румынской дивизии на Керченском полуострове и неудач румын под Севастополем, немецкое командование отвело своих незадачливых союзников с фронта и, сняв их с планового интендантского снабжения, поручило им борьбу с партизанами. «Бейте партизан и забирайте их продовольствие», - гласил приказ.
Горно-стрелковая дивизия была послана для «прочесывания» лесов в одном из партизанских районов. Против дивизии партизаны могли собрать 600 человек. Румыны шли по лесу шеренгой в три километра по фронту, человек от человека - в 3-4 метрах. Гребенка была довольно густая. Умело используя характер местности (горный лес на высоте, пересеченный ущельями), партизаны столкнули два румынских отряда, шедшие навстречу один другому. Партизан, рассказывая об этом, смеется.
- Вы бы поглядели, какая началась «самодеятельность»!
Ускользнув тем временем из-под «гребенки», партизаны открыли по румынам сильный фланговый огонь. Бой продолжался трое суток. Румыны потеряли более 800 человек убитыми.
Затруднения германских войск в Крыму красноречиво отражены в приказе по 46-й пехотной дивизии:
«Ни одного невооруженного солдата вне места своего отдыха. Все средства передвижения сопровождать достаточным вооружением. Никакого движения одиночных подвод и машин, ни в коем случае не допускать одиночных постов. В деревне комендант должен знать в лицо все мужское население. Не местных жителей арестовывать, для запугивания партизан, вешать их открыто с соответствующей надписью: «Партизан».
Заметим, что эта нервозность относится к периоду зимы, когда обстановка чаще всего складывалась не в пользу партизан.
- Весна наша, - говорит партизан. - Оперятся леса, и я не знаю, как немец жить будет. Уже и сейчас крымские дороги пустынны. Идут только сильные, хорошо вооруженные колонны. Все подходы к населенным пунктам, мосты и узлы дорог охраняются денно и нощно немецкими патрулями. Для этого требуются и сейчас тысячи людей, а летом понадобится много больше.
Лето готовит немцам в Крыму еще один сюрприз - партизан из числа румынских дезертиров. Уже сейчас в одном партизанском отряде действует группа румынских солдат в 25 человек во главе с офицером. Промаявшись в лесах несколько месяцев, они набрели на партизан и выразили готовность примкнуть к ним и сражаться с немцами. После тщательной проверки румыны участвовали в налете на продовольственную базу одной из румынских же частей. Румынский офицер без шума обезоружил часового и открыл партизанам путь к базе. За ночь все продукты с базы были вывезены в горы.
Вскоре за двадцатью пятью румынами пришло еще трое. Командование партизанским отрядом выпустило тогда воззвание к румынским солдатам, приглашая их обратить оружие против фашистских поработителей их родины.
Так проходит партизанская весна в Крыму. ||
П.Павленко.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Упорство и стойкость советских пехотинцев
БРЯНСКИЙ ФРОНТ, 29 апреля. (По телеграфу от наш. корр.). Бойцы N части встречают первомайские дни новыми боевыми успехами. Имена отличившихся бойцов широко известны в подразделениях, создаются фотовитрины героев.
Все красноармейцы части знают об отважных действиях небольшой группы под командой младшего лейтенанта Антона Машталера. В течение ночи эта крохотная группа смельчаков отразила две контратаки немецкой роты. Немцы понесли большой урон и вынуждены были отойти.
Старший сержант Иван Ерпилов, командуя группой бойцов в 23 человека, отбил нападение двухсот немцев на деревню. В этом бою немцы потеряли 80 человек убитыми и ранеными. Бойцы группы Ерпилова захватили в качестве трофеев шесть немецких винтовок, пистолет, автомат, пять тысяч патронов, 50 гранат.
Ерпилов был трижды ранен, но не вышел из боя, пока немецкая контратака не была отражена. Он лично уничтожил более десяти фашистов. В его группе с особым умением и отвагой сражались красноармеец Ткач, уничтоживший огнем из винтовки и гранатами 15 немцев, пулеметчик Кривуля, преградивший фашистам подступ к деревне через лощину, и красноармеец Якупий.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Красная звезда» №101, 30 апреля 1942 года #
Крым перед объективом || «Литература и искусство» №12, 21 марта 1942 года
# П.Павленко.
Сегодня в Крыму || «Красная звезда» №121, 25 мая 1943 года
#
Партизанская правда || «Красная звезда» №134, 9 июня 1943 года
# И.Сельвинский.
Девушка из Крыма || «Красная звезда» №288, 9 декабря 1942 года
# Зверства немцев в Крыму:
Симферополь, Ялта, Евпатория || «Красная звезда» №81, 7 апреля 1942 года