Юхновская пытка || «Красная звезда» 14 марта 1942 года

Mar 14, 2019 21:02




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Это место отгорожено колючей проволокой. Недавно здесь стояли немецкие часовые с автоматами. Жители обходили этот район. Они затыкали уши, чтобы не слышать стонов истязаемых. Украдкой смахивали набегавшие слезы.

Здесь был лагерь советских военнопленных. Когда наши войска вступили в Юхнов и увидели этих больных, избитых и раненых людей, попавших в фашистский плен, они ужаснулись. Перед ними раскрылась страшная картина.

Грязные и темные земляные дыры. Здесь лежали опухшие от голода пленные, завшивевшие, покрытые рубищами. Среди них оказалось 43 человека больных сыпным тифом. В землянке, над которой висела табличка «№6», лежало пять трупов бойцов, умерших от истощения.

В лагере было найдено несколько десятков пленных. Их рассказы дают возможность установить, какой варварский режим создали для них фашистские изверги. Этот лагерь возник в октябре 1941 года. Тогда число пленных доходило почти до двухсот. Это были в подавляющем большинстве раненые и больные. Несмотря на осенние холода, пленных держали под открытым небом днем и ночью. Они валялись на мерзлой и грязной земле. У них уже не было даже своего обмундирования. Немцы отобрали у пленных все шинели, теплую обувь, шапки.

Люди мерзли. Каждое утро на земле оставалось до десятка умерших от голода и холода. Люди пытались разжечь костер, но всякий раз охрана стреляла по пленным из автоматов. День и ночь раздавались эти выстрелы озверелых фашистов, и несколько человек падало ранеными и убитыми.

Что могли делать люди, попавшие в руки зверей? Умереть, замерзнуть на земле или пасть от пули надсмотрщика - не все ли равно. И пленные снова пытались разжигать костры. Систематическое истребление их продолжалось.

Прошли первые две недели пребывания в фашистском лагере. Голодным ничего не давали есть - буквально ничего. Они грызли коренья, жевали пожелтевшую листву, копались в земле, выискивая червей. Изредка перепадало им кое-что от сердобольных местных жителей, которым с трудом удавалось тайком от охраны передать что-нибудь несчастным пленникам.

Однажды высокий рыжий офицер с нагайкой в руках собрал пленных и, брезгливо морщась, процедил сквозь зубы:

- Кто будет работать, получит пищу.

Как могли работать эти больные, раненые, опухшие от голода люди? И все же, превозмогая боль, они таскали камни, рубили лес, кололи дрова. Это было хуже каторги.

Пища на весь день - несколько ложек отвратительной похлебки, которую пленные назвали «баландой». Ни хлеба, ни соли - ничего больше. Считался счастливым тот редкий день, когда в лагерь привозили заболевшую или пристреленную лошадь.

Выдача пищи была прямым издевательством над пленными. Тот же рыжий офицер с неизменной нагайкой в руках беспощадно избивал тех, кто пытался взять лишнюю ложку бурды. А конину распределял сам старший надсмотрщик. Это было еще большим издевательством. Он подносил кусок мяса ко рту пленного и тотчас же забирал его обратно. У голодных людей начинались обмороки, а надсмотрщик удовлетворенно хохотал.

- Сегодня мяса не дам, подыхайте.

Два месяца пленные не видели ни крошки хлеба. Никто не мог передвигаться. А пытки и избиения продолжались с ужасающей жестокостью. Каждый надсмотрщик имел плеть, сделанную из стального автомобильного троса, с узлом на конце. Пленных били обязательно по лицу и голове. От каждого удара рассекалась кожа и текла кровь. Избиваемые падали без сознания.

Мороз проходит по коже, когда слышишь рассказы этих людей, побывавших в лапах фашистских извергов. Презренным гитлеровцам мало было избиения, они выдумывали утонченные способы издевательства над пленными. В качестве наказания пленному выстригали крест на голове и сажали его в холодный погреб. Там было холоднее, чем на улице, а немцы бросали туда еще снег, чтобы негде было прилечь. Пленному с крестом на голове не давали пищи в течение многих дней. Когда раздавали «баланду», провинившихся выводили из погреба во двор. Они тоже присутствовали при раздаче. Но предварительно все должны были снять головные уборы. Пока не зарастет выстриженный крест, человек не получает пищи. Наказанные могли только смотреть, как остальные с жадностью хлебают отвратительную бурду, и снова возвращались в холодный погреб.

Наступили морозы. Люди все еще были на улице. Как только смогли они выжить! Рыжий офицер сказал:

- Ройте себе землянки.

Им не дали ни лопат, ни топоров. Истощенные люди голыми руками разгребали землю и в конце концов устроили нечто вроде земляных нор.

Фронт приближался к Юхнову. Жизнь в лагере стала еще ужаснее. Пленных заставляли работать над укреплением города. Из земляных нор выгоняли всех, включая раненых и больных. Тех, кто не мог встать от слабости, избивали до полусмерти. Днем никому не разрешалось укрываться от холода. Только на ночь завшивевшие люди заползали в свои норы и падали на сырую землю.

Как-то в лагерь привели еще десяток пленных. Это были раненые. Они хромали, едва передвигались. Немцы уводили их в тыл. Вся дорога, по которой прошла эта партия военнопленных, была усеяна трупами погибших от изнеможения людей. Кто падал, того немцы пристреливали. Это они называли «выстрелом милосердия».

Когда пленных юхновского лагеря перестали кормить даже «баландой», они поняли, что немцы готовятся к отступлению. Было это заметно и по другим признакам. Солдаты стали взрывать помещения, в которых жили, подозрительно переговаривались между собою, поглядывая на лежавших в беспамятстве больных и раненых. Готовилась кровавая расправа.

В Юхнове немцы не успели осуществить задуманное зверство. Они бежали, и Красная Армия освободила пленных. Военный врач осмотрел этих несчастных людей, снял со многих раненых грязные бинты, в которых кишели вши, и сказал сокрушенно:

- Тот, кто выживет, - наверно останется инвалидом на всю жизнь. || Я.Милецкий, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Партизаны захватили в плен восемь офицеров

КРЫМ, 13 марта. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Партизанские отряды, действующие на территории временно оккупированных немцами районов Крыма, нанесли новые удары врагу.

Группа партизан-разведчиков выследила в одной деревушке штаб фашистского полка. Темной ночью дом, где размещался штаб, был окружен. Партизаны бесшумно сняли немецких часовых, перебили внутреннюю охрану и взяли в плен восемь офицеров, а также захватили ценные оперативные документы.

Успешно прошел налет на вражескую автоколонну, двигавшуюся по горному шоссе. Партизаны минировали отдельные участки дороги и устроили в расщелинах скал несколько засад. Когда головная немецкая машина, наскочив на мину, остановилась, в колонну полетели гранаты. Отважные народные мстители уничтожили четыре семитонных грузовика, доотказа набитых солдатами.

Мелкие партизанские группы систематически разрушают телефонную связь немцев, взрывают мосты, жгут склады с продовольствием и боеприпасами, выводят из строя транспортные средства. На-днях одна такая группа ворвалась в деревню, куда незадолго перед этим прибыл неприятельский обоз. Партизаны разбили шесть грузовиков, истребили двенадцать солдат и двух офицеров.

Перебравшиеся через линию фронта делегаты партизанского отряда сообщают о четырехчасовом бое партизан с карательным отрядом румын. Большая группа румынских солдат, вооруженных автоматами и пулеметами, была послана в деревню для из'ятия продовольствия у населения и публичной казни лиц, заподозренных в сочувствии советской власти. Партизаны подстерегли карателей в узкой лощине на окраине деревни. Завязалась перестрелка, в результате которой враг потерял пятьдесят солдат. Румыны повернули назад и напоролись на заранее выставленную засаду. Винтовочным огнем и гранатами партизаны уничтожили еще сорок три солдата.

Сбор трофейного оружия

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 марта. (По телеграфу от наш. спец, корр.). Наши части наступают. Из одного селения они переходят в другое, с одной лесной стоянки на другую. Там, где прошли бои, немало разбросано трофейного вооружения.

Комсомольцы войсковой части, где секретарем бюро ВЛКСМ тов. Шестер, вместе с комсомольцами одной железнодорожной станции решили помочь командованию в сборе трофеев в местах недавних боев. Комсомольцы Шестер, Мельников, Арсеньева, Алексеева и другие обошли дома и станционные постройки, дороги и лесные опушки, землянки и окопы. В течение трех дней им удалось собрать много оружия.

СЕРЖАНТ ЛЕОНОВ СПАС ОТ ОГНЯ ЗАХВАЧЕННОЕ У ВРАГА ИМУЩЕСТВО

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 марта, (По телеграфу от наш. спец. корр.). Большое мужество и умение драться с врагом проявил в бою за один населенный пункт сержант Леонов. Возглавляя группу бойцов, он первым ворвался в деревню. Преследуя отходящего врага, Леонов схватил пулемет, брошенный гитлеровцами, и направил его против них. Около десятка немцев застрелил находчивый сержант из немецкого же пулемета.

Отступая, фашисты подожгли три своих машины, груженные велосипедами. Сержант Леонов решил спасти от огня трофеи. Не считаясь с опасностью, он бросился к машинам и потушил огонь. Ценное трофейное имущество было полностью сохранено.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №61, 14 марта 1942 года

# Лагерь смерти в Холме || «Красная звезда» №24, 30 января 1942 года
# П.Трояновский. Куземкинская каторга || «Красная звезда» №126, 31 мая 1942 года
# М.Вистинецкий. Пленники немецких концлагерей || «Красная звезда» №292, 13 декабря 1942 года

Я.Милецкий, 1942, март 1942, весна 1942, зверства фашистов, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up