Уже месяц немецкие захватчики, ворвавшиеся в Крым стоят у ворот Севастополя. За это время, если верить гитлеровским брехунам, они дважды брали город штурмом, трижды до основания разрушали его бомбежкой с воздуха и по меньшей мере раз пять начисто уничтожали артиллерийским обстрелом с суши. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Бесчисленные атаки врага разбились о железную стойкость нашей обороны. Над Севастополем - главной базой Черноморского флота - попрежнему гордо реет славное советское знамя.
Фашистское командование бросило против Севастополя крупные силы: шесть пехотных дивизий, одну кавалерийскую бригаду, несколько полков СС, сотни танков, самолетов. Положение осложнялось еще тем, что полевые войска и морская пехота, составлявшие севастопольский гарнизон, в момент вражеского наступления вели упорные бои севернее Симферополя. Используя свое преимущество в танках, мотопехоте, неприятель обходил фланги наших частей, стремясь ворваться в город.
Однако немцы жестоко просчитались. Первый сокрушительный удар врагу нанесла батарея командира Заики. Три дня вела эта батарея неравный бой с целой фашистской дивизией. Немцы вели огонь полным составом артиллерийского полка, бросали в атаку одновременно до тридцати танков. И все же горстка храбрецов не только отбила нападение неприятеля, но и нанесла ему тяжелые потери. Наши люди дрались героически. Сил было мало, и плечом к плечу с бойцами стреляли из винтовок жены командного состава.
Мужество, героизм, боевое искусство советских артиллеристов предотвратили прорыв врага в город. За три дня фашисты потеряли свыше тридцати танков, до трехсот автомашин, сотни солдат, офицеров. Стойкое сопротивление батареи Заики задержало продвижение немецких войск, вынудило их переброситься на другой участок фронта.
Второй, не менее сокрушительный удар врагу нанесла тяжелая батарея под командой капитана Александера. Ей было приказано рассеять, уничтожить другую мотоколонну немцев, двигавшуюся от пункта Б. на Севастополь. Мощные залпы батареи вывели из строя десятки танков, автомашин с пехотой, цистерн с горючим. Потери фашистов оказались столь ощутительными, что немцы, предпочитающие обычно наступать вдоль шоссе, немедленно ушли вправо и влево от дороги. Захваченные в те дни пленные с ужасом говорили о действиях наших артиллеристов.
Пока артиллерия своим огнем отражала движение немецких колонн, в Севастополе быстрыми темпами формировались батальоны из краснофлотцев. Один за другим они уходили на фронт, готовые погибнуть, но отстоять родной город. За два дня подступы к нему были надежно прикрыты боевыми отрядами моряков. Расположившись на высотах, герои-краснофлотцы бесстрашно отражали атаки фашистов, истребляя вражеские танки артиллерийским и минометным огнем, связками гранат, бутылками с горючим. На всем фронте разыгрались ожесточенные, кровопролитные бои. Группа краснофлотцев, имена которых остались неизвестными, бросилась со связками гранат к фашистским танкам, прорвавшимся в нашу оборону, и взорвала эти танки вместе с собою. Обычным явлением было, когда один наш боец противостоял пятерым, десятерым и даже двадцати немцам. На одного краснофлотца напало двадцать фашистских солдат. Смелый боец не растерялся. Примостившись у куста, он открыл меткий огонь из винтовки и в течение короткого времени истребил всю бандитскую шайку. Именно в эти дни началась боевая слава разведчика Гавпавловского. Выполняя задания командования, он десятки раз пробирался в тыл к немцам за «языками».
Натолкнувшись на упорное сопротивление, немецкие войска, наступавшие на Севастополь с севера, остановились. Как установлено показаниями пленных, наибольший урон понесли пятидесятая и семьдесят вторая немецкие пехотные дивизии. Многие роты в этих дивизиях, доведенные незадолго перед наступлением до полного штата, насчитывают сейчас всего-навсего по сорок-шестьдесят человек. Молниеносный захват Севастополя, о котором хвастливо заявляли гитлеровские генералы, явно не удался.
Тем временем упорные бои развернулись в труднопроходимых горных перевалах. Отдельные наши стрелковые части, попавшие в окружение, с боем пробивались к Севастополю. Несмотря на крайне тяжелые условия, бойцы и командиры до конца сохранили дух мужества и стойкости. Будучи в окружении, они беспощадно громили врага, истребляя его живую силу, технику и, прорвав кольцо, вошли в Севастополь. При этом они сохранили всю свою материальную часть, артиллерию, минометы, пулеметы.
С приходом в город полевых частей, вырвавшихся из окружения, положение Севастополя значительно упрочилось. Продолжая бои с наседающими немецкими войсками, наши части приводили себя в порядок, днем и ночью укрепляя линию обороны. Севастополь был опоясан кольцом окопов, траншей, дерево-земляных огневых точек. Полевые укрепления, оборудованные на нескольких рубежах в сочетании с артиллерийскими батареями, явились серьезным заслоном на пути врага к городу.
Однако немцы, не считаясь ни с чем, продолжали свой нажим. Потерпев неудачу в наступлении, фашисты начали непрерывно бомбить город. Одновременно по Севастополю и боевым порядкам частей, занимавших оборону впереди него, повели огонь дальнобойные батареи противника. Ударами с воздуха и артиллерийским обстрелом с суши враг пытался уничтожить опорные пункты Севастополя, подорвать моральный дух защитников черноморской крепости.
Теперь, после тридцати дней обороны, даже сами немцы вынуждены признать, что бомбежка не принесла им желаемого результата. Защитники Севастополя стойко выдержали эти комбинированные удары с воздуха и с земли. Тогда немцы начали готовиться к зиме и вести работы по устройству оборонительных укреплений. В ответ на это наши войска стали проводить короткие, но сильные контратаки, ночные вылазки, методически истребляя живую силу фашистов, захватывая материальную часть и тут же обращая ее против врага.
По неполным данным, за тридцать дней обороны Севастополя уничтожено свыше 15 тысяч солдат и офицеров, около 150 танков, более 70 орудий, 131 самолет, десятки минометных батарей, сотни машин, много боеприпасов, вооружения. Наступление на Севастополь дорого обошлось врагу. Между тем немцы сегодня так же далеки от цели, как были они в момент решительного наступления. Зарывшись в землю, страдая от холодов, недостатка продовольствия, завшивевшее гитлеровское воинство щелкает зубами у ворот черноморской крепости.
Бои с ненавистным врагом закалили войска севастопольского гарнизона. Боевое политико-моральное состояние личного состава значительно окрепло. Красноармейцы и краснофлотцы, роты, батальоны, полки соперничают между собой в боевой доблести. Особой славой пользуется на фронте второй перекопский полк майора Кулагина, часть Вельшанского. Бойцы командира Кулагина выдержали за месяц обороны Севастополя около 20 ожесточенных атак противника. И всегда полк с честью выходил из самых трудных положений. Умелое, гибкое управление подразделениями, бесстрашие, отвага личного состава, правильное использование огневых средств позволили кулагинцам уничтожить тысячу с лишним солдат, офицеров, разбить десятки танков, орудий, минометов.
Героически сражаются на подступах Севастополя летчики Черноморского флота. Герой Советского Союза Губрия, славные летчики Аксенов, Кошельков, Тургенев, Евграфов, Голубев, Сидоров и многие другие успешно громят наземные войска фашистов, срывают перегруппировки вражеских войск, смело вступают в бой с фашистскими самолетами. Одна только эскадрилья капитана Аксенова сбила 27 самолетов противника. Здесь нет ни одного летчика, у которого не было бы на боевом счету уничтоженных немецких самолетов. Зато немало таких, которые сбили по три самолета каждый. Хорошо взаимодействуют авиация, пехота, артиллерия с кораблями флота.
Не отстают от советских войск и трудящиеся Севастополя. Несмотря на зверскую бомбардировку и артиллерийский обстрел, на заводах, в предприятиях, учреждениях кипит напряженная работа. Особенно интенсивно работают мастерские, выполняющие заказы для фронта. Идет пошивка теплого обмундирования, изготовляются телефонный кабель, походные кухни, котелки, ремонтируются машины и орудия, выпускаются минометы и другое вооружение. Сотни рабочих, работниц показывают образцы стахановского труда. Бригада Козлова, станочница Горбатенко, работница Красникомскач выполняют дневные нормы на 200 и больше процентов.
Ни днем, ни ночью не дают покоя врагу славные крымские партизаны. Они истребили за это время в горных районах, примыкающих к Севастополю, сотни фашистов, взорвали более десятка мостов, сожгли много автомашин, боеприпасов, продовольствия. В партизанских отрядах немало коренных севастопольцев, они нападают на фашистские обозы, рвут связь, поджигают склады.
Боевой жизнью живет Севастополь в эти суровые дни. Все, от мала до велика - бойцы, командиры, политработники, жители города - исполнены одной мыслью: отстоять Севастополь, истребить немецких оккупантов, очистить родную землю от фашистского зверья.
Можно сказать, что защитники города не посрамили славы своих предков героев Севастопольской обороны времен Крымской войны. Дух славных сподвижников Корнилова, Нахимова и Тотлебена воскрес в советских воинах Красной армии, стойко обороняющих нашу морскую крепость на Черноморье. || Генерал-майор И.Петров. СЕВАСТОПОЛЬ. (По телеграфу)
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №289, 9 декабря 1941 года
# И.Эренбург.
Севастополь || «Красная звезда» №151, 30 июня 1942 года
И.Чухнов.
Героический Севастополь || «Красная звезда» №155, 4 июля 1942 года
#
250 дней героической обороны Севастополя || «Красная звезда» №155, 4 июля 1942 года