Илья Эренбург. Севастополь || «Красная звезда» 30 июня 1942 года

Sep 22, 2018 23:23

Взято у 0gnev




Двадцать три дня... «Севастополь все еще держится» - эти слова облетают мир и наполняют гордостью ревнителей свободы. В первые дни немецкого штурма враги, друзья, сторонние наблюдатели взвешивали шансы двух сторон. Силы были неравными, и военные обозреватели предсказывали: «Вопрос трех дней, может быть одной недели...» Немцы тогда хвастали: «Пятнадцатого июня мы будем пить шампанское на Графской набережной». Они знали, сколько у них самолетов, они знали, как трудно защищать город, отрезанный от всех дорог. Они забывали об одном: Севастополь не просто город, Севастополь - это слава России и это гордость Советского Союза.

Развалины. Чудом уцелевший памятник Ленину смотрит на пожарище. Статуя выстояла - как душа нашей Родины. Севастополь - островок. С трех сторон - немцы, с четвертой - вода, запруженная немецкими минами, кипящая от немецких снарядов, вода, над которой висят немецкие самолеты. Севастопольцы теперь зовут Краснодар или Новороссийск «Большой землей». Две тысячи самолето-вылетов в день - немцы бомбят и бомбят. Двадцатичетырехдюймовые мортиры. Двенадцать, пятнадцать вражеских дивизий. И все же Севастополь держится.

Мы видали капитуляции городов, прославленных крепостей, государств. Но Севастополь не сдается. Наши бойцы не играют в войну - они дерутся насмерть. Они не говорят «я сдаюсь», когда на шахматном поле у противника вдвое, втрое больше фигур. Нет, наши люди сражаются.

В начале июня немцы, разнежившись на солнце, ухмылялись: им сказали, что через три дня они будут в Севастополе. Курт Кунзевиц, проживающий в Брауншвейге, писал своему брату, ефрейтору Отто: «Желаю тебе поскорее оказаться в Севастополе, а там не стесняйся. Если увидишь кого-нибудь подозрительного - к стенке! Жалеть их нечего. И без церемоний гони всех вон из домов. Бери хлеб, яйца, а если посмеют ворчать, стреляй в них и все тут. Смерть для русских самое подходящее лекарство». Одиннадцатого июня Отто Кунзевиц испустил свой дух под Севастополем: вместо яичек он получил гранату.

Смерть оказалась хорошим успокоительным лекарством для умалишенных немцев. Вся Германия в ужасе повторяет «Севастополь... Севастополь...». Супруга оберфельдфебеля Людвига Рейхерда пишет мужу: «Мне снилось, что я тебя искала возле Севастополя и не могла найти - повсюду могилы, могилы. Какой кошмар!..»

Симферополь забит искалеченными немцами. Ялта пахнет карболкой. Обер-лейтенант Оскар Грейзер пишет в дневнике, найденном нашими бойцами под Севастополем: «Возле Бахчисарая есть долина, которую местные жители называют «Долиной смерти». Теперь она оправдала свое наименование: там покоится значительная часть населения Эрфурта, Иены и моего Эйзенаха...».

Пленный Кнейдлер хнычет: «Мы не ожидали такого сопротивления. Тут каждый камень стреляет. Просто чудо, как я вышел живым из такого ада...» А другой пленный, Клейн, признается: «Вначале у нас было настроение боевое. Теперь наши солдаты ужасно нервничают. Многие сомневаются: можно ли взять этот проклятый город?..»

Да, немцы разнервничались: они не ожидали, что под Севастополем они увидят севастопольцев. В суеверном страхе немцы называют наших моряков «черной смертью». Недавно один моряк уничтожил тридцать немцев. Его принесли, раненого, в лазарет. Тельняшка была красной. Кругом повторяли: «Вот молодец - один против тридцати!..» Моряк ответил: «Не знаю. Я их не считал - я их бил».

Командир батареи защищал высоту. Не было больше снарядов. А немецкие танки обтекали холм. И командир передал: «Прошу открыть огонь по мне».

Одна рота отбила три танковых атаки. Немцы пошли в четвертую. Головной танк прорвался к нашим окопам. Тогда политрук Ткаченко с гранатами на поясе бросился под танк. Бойцы усилили огонь, и остальные танки повернули обратно: четвертая атака была отбита. Так Ткаченко загородил врагу путь к Севастополю. Так Севастополь заграждает врагу путь на восток.

Немцы заняли наши окопы. Бойцы начали отходить. Но политрук Гакохидзе с винтовкой и с гранатами ринулся вперед. За ним побежали три бойца. Политрук, ворвавшись в окоп, швырнул две гранаты, заколол немецкого офицера и трех солдат. А потом, схватив ручной пулемет, он начал в упор расстреливать немцев. Четыре героя уничтожили семьдесят немцев. Потерянные окопы были отвоеваны.

«Чудо», - говорят о защите Севастополя газеты всего мира. Военные обозреватели ищут об'яснения, пишут о скалах или о береговых батареях. Но есть одно об'яснение чуду под Севастополем - мужество. Чем бы ни кончилась неравная борьба за развалины города, это - победа советского оружия. В истории останется поединок небольшого гарнизона с пятнадцатью вражескими дивизиями.

Героизм севастопольцев придаст силы Красной Армии, которая теперь на полях Центральной России и Украины отбивает атаки ненавистного врага. «Будем драться, как севастопольцы», говорят бойцы на Харьковском и на Курском направлениях. «Будем драться, как севастопольцы», скажут завтра солдаты второго фронта.

Толстой увековечил мужество Севастополя в самые грустные дни русской истории. Придет время и новый Толстой опишет отвагу Севастополя в дни второй отечественной войны, в громкие дни гнева и славы. Два слова отныне сплетены в сознании человечества: Севастополь и отвага. || Илья Эренбург.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПОТОК РАНЕНЫХ НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ С СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ФРОНТА

ЛОНДОН, 29 июня. (ТАСС). Английское министерство информации, ссылаясь на сообщения шведской газеты «Стокгольмс тиднинген», отмечает, что за последнее время с советско-германского фронта прибыло огромное количество раненых германских солдат. В Германии наблюдается острый недостаток госпиталей. Несмотря на реквизицию гостиниц и пансионов, раненых все же негде размещать. Шведская газета указывает, что скоро все склады будут использованы под госпитали. Ранеными, прибывшими за последнее время с советско-германского фронта, заняты также все госпитали и учреждения в оккупированных немцами странах.

Санитарное обслуживание раненых, пишет газета, поставлено из рук вон плохо, так как нехватает медикаментов и перевязочных материалов. Немецкие врачи, прибывшие с фронта, жалуются на острый недостаток ваты, бинтов, инструментов и анестезирующих средств, а также на отсутствие необходимого количества врачей и медицинских сестер.

+ + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №151, 30 июня 1942 года

# И.Чухнов. Героический Севастополь || «Красная звезда» №155, 4 июля 1942 года
# 250 дней героической обороны Севастополя || «Красная звезда» №155, 4 июля 1942 года

1942, Илья Эренбург, лето 1942, газета «Красная звезда», оборона Севастополя, июнь 1942

Previous post Next post
Up