Судьба норвежских наемников Гитлера || «Красная звезда» 5 августа 1942 года

Sep 25, 2018 01:57




В «Красной звезде» 28 мая сего года в статье «Что осталось от норвежского легиона» уже было рассказано о явлениях, которые наблюдаются в «норвежском добровольческом легионе», сформированном немцами из подонков общества. Во время последних боев на одном участке Ленинградского фронта вновь захвачены в плен норвежцы из этого «легиона». Их показания дают много новых интересных фактов. Сейчас можно восстановить ясную картину всего, что происходило в этом «легионе» с момента его формирования вплоть до нынешних дней.

Норвежский лакей Гитлера Квислинг, желая угодить своим хозяевам, лез из кожи вон, пытаясь создать «норвежский добровольческий легион». Однако успехи Квислинга были очень незначительны. Всего удалось навербовать около 800 человек разного рода негодяев и предателей. Создать «легион» так и не удалось, был сформирован только один батальон.

Наймитов Гитлера сразу же окружила стена презрения и ненависти. Норвежский народ возненавидел их. Они скрывали от своих родных и знакомых факт вступления в «легион». Отмечен случай, когда невеста публично отвесила пощечину своему жениху, записавшемуся туда. Немцам даже пришлось специально охранять своих наемников от народного гнева. Когда «легион» находился только еще в казармах вблизи Осло, некоторые легионеры уже пытались дезертировать. Кое-кто из них был пойман немцами и предан суду за дезертирство. В июле 1941 года, когда пароход с легионерами отплывал из г. Драммена в Германию, в порту собралась толпа, которая провожала изменников камнями.

Как свидетельствуют пленные, в Германии, где они проходили курс обучения, относились к ним очень плохо. Часто возникали драки между немцами и норвежцами. Один пленный рассказывает, что гражданское население Германии тоже относилось к легионерам презрительно. Их называли «добровольными военнопленными», намекая на полную зависимость от немцев.

Когда «легион» прибыл на Ленинградский фронт, боеспособность его оказалась крайне низкой. Все бои, даже самые незначительные, в которых принимали участие норвежцы, неизменно кончались для них полным крахом. Когда в апреле 1942 года, группа из 30 легионеров с капитаном Бергом во главе попыталась произвести разведку боем, вернулись обратно, да и то ранеными, только два человека. Часть разведчиков была захвачена в плен красноармейцами, часть уничтожена огнем, часть подорвалась на немецких минах во время панического бегства. Погиб и сам капитан Берг. Потери у норвежцев вообще были очень велики. Несмотря на отсутствие крупных боевых столкновений, за три месяца «легион» потерял убитыми и ранеными не менее 50 процентов своего состава.

В связи с этим среди легионеров росло недовольство. Наемники вначале думали, что пребывание на фронте будет делом сравнительно легким, они скоро вернутся в Норвегию и займут там теплые места, как обещал им Квислинг. Однако вышло не так, и они начали понимать, что в перспективе у них - только могила под Ленинградом. В «легионе» начался ропот.

Немцы спешно вызвали Квислинга. В середине мая он прилетел на фронт и пробыл здесь два дня. На передовую линию этот мерзавец, конечно, не явился. К нему в тыл направили «делегацию легионеров». Квислинг пытался поднять их упавший дух, снова говорил им о теплых местечках в Норвегии и т. п. Но его приезд не дал существенных результатов: недовольство в «легионе» росло, уговоры не помогали.

Положение все обострялось и это возбудило тревогу в немецком командовании. Вскоре около 50 норвежцев было из’ято из «легиона» и отправлено якобы на родину. Легионерам заявили, что обратно в Норвегию посылают тех, кто «переутомился», «страдает нервными болезнями» и т.п. Видимо, отсеивали ненадежных. Но это мало помогло, и 25-27 мая «легион» (точнее, его остатки) был снят с передовых позиций и направлен в тыл «на отдых». По заявлениям немецких военнопленных из 538-го пехотного полка, сменявших в свое время норвежцев, в тыл было отведено лишь около 150 легионеров. Это все, что осталось от «легиона».

Повидимому, и «на отдыхе» продолжалось брожение в «легионе». По крайней мере, как известно, некоторые легионеры были отданы под суд за отказ выполнять приказания своих офицеров. Тогда в середине июня немецкое командование вызвало сюда Тербовена - гитлеровского комиссара в Норвегии. Тербовен ни с кем из норвежцев не говорил, он совещался только с немецким командованием. До чего они договорились, неизвестно.

Такова судьба «легиона», вернее батальона, собранного Квислингом из негодяев и предателей. || Бригадный комиссар Т.Белик. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ.

ИНВАЛИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ ПРИОБРЕТАЮТ НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Наркомсобес РСФСР подготовит 3.000 инвалидов отечественной войны на счетную работу в совхозы. Отбор желающих пойти на эту работу будет производиться непосредственно в госпиталях. Там же организуется подготовительное обучение для поступающих на счетные курсы. По окончании срока лечения в госпитале все отобранные на эту работу будут направлены в совхозы, зачислены там на работу, а оттуда командированы на специальные курсы. За командированными на курсы сохраняется зарплата, и, кроме того, им будут выдаваться дополнительные средства на питание и оплату квартиры. По окончании курсов инвалиды отечественной войны приобретут специальность бухгалтеров совхозных ферм. (ТАСС).

+ + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №182, 5 августа 1942 года

# И.Эренбург. Помни! || «Красная звезда» №189, 13 августа 1942 года
# И.Эренбург. Лоскутная армия || «Красная звезда» №94, 22 апреля 1942 года
# А.Сурков. Земля под пеплом || «Красная звезда» №240, 11 октября 1942 года

1942, август 1942, лето 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up