Люк Хардинг (Luke Harding), "The Guardian", Великобритания.
Круглосуточный англоязычный телеканал призван смягчить образ Кремля и завоевать сердца британских зрителей
Они появляются в газетах и на рекламных щитах вдоль главных британских дорог. Вот голова Барака Обамы, поверх нее - изображение иранского лидера Махмуда Ахмадинежада. Подпись: "От кого исходит большая ядерная угроза?"
Многим ответ очевиден - в конце концов, Обама пока не призывал "стереть Израиль со страниц истории". Но для Кремля изображение Обамы - последний шаг в амбициозных попытках создания новой постсоветской глобальной пропагандистской империи.
Через двадцать лет после кончины "
Правды" круглосуточный англоязычный телеканал Russia Today (RT) запускает свою первую масштабную рекламную кампанию в Соединенном Королевстве. Доступный по спутниковому и кабельному телевидению канал, который клеветники именуют "северокорейским ТВ", демонстрирует неприкрыто пропутинское мировоззрение и не скрывает своего стремления скорректировать "предвзятое" освещение,
предлагаемое BBC и CNN.
"То, что кажется нам черно-белым, может таковым не быть. Речь идет о том, чтобы люди задумались о своих стереотипах, - объясняет главный редактор канала, 29-летняя Маргарита Симоньян. - Мы предлагаем альтернативу мейнстримному видению".
Безусловно, рекламная кампания RT носит откровенно провокационный характер, например, ставя под сомнение изменение климата прямо во время проведения копенгагенского саммита и уподобляя британского полисмена футбольному хулигану в татуировках.
Но будет ли кто-нибудь его смотреть? "Я не верю в непредвзятость. Конечно, мы занимаем пророссийскую позицию. В ВВС говорят, что они открыто пропагандируют британские ценности", - отмечает Симоньян.
В следующем году российские власти потратят на международную пропаганду 1,4 млрд. долларов (866 млн. фунтов стерлингов) - больше, чем на борьбу с безработицей. В январе RT открывает испаноязычную службу, предназначенную для Латинской Америки, региона, к которому Кремль проявляет все больший геополитический интерес; RT уже ведет вещание на арабском.
Несмотря на глубокий экономический кризис, переживаемый Россией, Кремль утроил бюджет своих основных информационных агентств: РИА Новости и ИТАР-ТАСС; в Daily Telegraph публикуется ежедневное платное приложение "Russia Now",
возрождается и радиостанция "Голос России", созданная в советскую эпоху.
На Кремль работают два крупных пиар-агентства, Ketchum и GPlus, в Лондоне он пользуется услугами Portland PR. А, кроме того, существуют рассерженные блоггеры - теневая армия российских националистов, активно действующая на сайтах западных газет, в том числе, в разделе Comment is free газеты Guardian. Всякий, кто посмеет выступить с критикой в адрес российских лидеров или указать на какие-либо недостатки страны, немедленно объявляется шпионом ЦРУ или того хуже. "Они [Кремль] начинают осознавать важность информации и еще большую важность контроля над информацией за рубежом", - говорит Евгений Морозов, сотрудник института дипломатических исследований Джорджтаунского университета, стипендиат программы Yahoo!.
Морозов, пишущий книгу о том, как авторитарные режимы пользуются Интернетом в своих интересах, говорит, что Кремль занял более "агрессивную" позицию после прошлогодней войны в Грузии.
Российские власти проиграли информационную войну, по крайней мере, на начальном этапе конфликта, и не смогли донести свою точку зрения дрожащим от холода европейским потребителям в ходе двух последних газовых войн с Украиной. "Они осознали, что только путем контроля над тем, что публикуется в международных СМИ, они могут обеспечить осуществление своих политических интересов", - говорит Морозов. Сегодня, по его словам, цели России - остановить расширение НАТО и добиться признания независимости Южной Осетии и Абхазии, марионеточных государств Москвы.
Морозов скептически относится к RT, указывая на тенденцию канала приглашать маргинальных деятелей и дискредитированных разоблачителей заговоров. "Я считаю этот канал комедийным. Его смотришь, чтобы увидеть, как неуклюжи попытки России воздействовать на общественное мнение за рубежом", - говорит он, добавляя, что
Россия перешла от "Правды" к "Правде 2.0".
Те, кто знаком с "кухней" RT, отмечают профессионализм сотрудников канала. Среди них - несколько британских журналистов и телеведущих. "В основном, работающие там довольно талантливы, - говорит один из бывших сотрудников. - Но никто не испытывает иллюзий относительно целей и задач. Никакой объективности нет. Это как северокорейское телевидение".
RT пользуется большей свободой, чем внутрироссийские телеканалы, контролируемые государством. Но, несмотря на то, что там порой встречается общая критика режима, существует негласное понимание того, что критиковать Путина нельзя, - говорит бывший сотрудник.
Другие источники, знакомые с пиар-стратегией Кремля, говорят, что высокопоставленные российские чиновники слишком далеки от понимания того, как работает западный мир. "Они думают, что достаточно иметь хороший пиар, и этого хватит для создания противовеса негативному восприятию, создаваемому событиями в России, - говорит один из них. - Конечно, это не так".
Отвечая на вопрос о том, как Кремль мог бы улучшить свой имидж на Западе, он говорит: "Для начала они могли бы прекратить избивать оппозиционеров".
Однако в долгосрочном плане эта пиар-стратегия может окупиться. Все больше газет закрывает свои бюро в Москве, и число иностранных корреспондентов, освещающих события в России, сокращается.
Некоторые наблюдатели считают, что в следующее десятилетие растущее присутствие Кремля в Интернете начнет оказывать воздействие на западный мейнстрим. Симоньян настаивает, что RT- это не просто государственная пропаганда. Нет, говорит она, западные журналисты часто настолько "тверды в своих убеждениях", что "не видят правду" о жизни в России. "Мы не считаем, что в нашей стране все плохо, - говорит она. Студия RT в центре Москвы оборудована по последнему слову техники. На настенных экранах транслируются RT, BBC и CNN; часы показывают московское, нью-йоркское и лондонское время, журналисты сидят в просторном зале, в котором слышна русская и английская речь.
"Что-то в нашей стране меняется к лучшему, что-то - к худшему", - считает Симоньян. Она не испытывает угрызений совести по поводу неприкрыто пророссийского освещения прошлогодней войны в Грузии - тогда ее канал расписывал страдания югоосетин, полностью игнорируя российские авиаудары по мирным жителям Грузии.
Действительно ли она считает, что RT может обрести аудиторию в Британии при той напряженности, что существует в отношениях между Лондоном и Москвой, и нерешенном споре вокруг убийства Александра Литвиненко? "Люди удивятся, узнав, сколько в мире вещей, о которых им не рассказывали", - говорит она.
Источник: "
Голос России".
_______________________________________
А.Быстрицкий: Современные медиа как создатели Вавилонской башни ("Независимая газета", Россия)
Тот самый Карлсон от информации ("Голос России")
80 лет "Голос России" покоряет мировой эфир ("ИА Trend", Азербайджан)
ИноСМИ.ру - феномен Рунета? ("Рунетология", PodFM.ru)