История глазами убеждённых материалистов выглядит плоской и однозначной: массы людей, движимые голодом или жаждой наживы, комфорта и развлечений, действуют так, чтобы всё это получить и голод утолить. Особенно распространён сейчас либеральный подход к истории, где явно или неявно утверждается, что человеческая история определяется экономикой. Это верно лишь отчасти.
Рассуждая так, они сводят человека до уровня животного, вся жизнедеятельность которого сводится к еде, сну, спариванию, поискам места комфортного проживания и играм. Легко заметить, что именно в таких существ пытается превратить людей современная западная цивилизация. Человеком, который живёт только материальными потребностями, легко управлять, ибо он - раб. Он раб, даже если у него сотни квадратных метров жилья с домработницами и десятки автомобилей. Потому что как только перед ним поставят перспективу лишиться хотя части этого, он пойдёт на любую подлость, выполнит любое пожелание тех, кто позволил ему этот достаток иметь.
Зло в истории проявляется как стремление деградировать личность, подчинить её исключительно материальным началам, отвести её от всего чистого и возвышенного, лишив тем самым возможности любить - этого высшего дара, делающего нас сопричастными Царству Божьему. Именно здесь лежит ключ к духовному пониманию истории.
Крупные экономические, политические и военные события чаще всего являются непосредственным или отдалённым следствием движения человеческого духа. Человеческую историю двигают личности своим волевым усилием, а вовсе не законы экономики, которые сегодня одни, а завтра - другие, и создаются человеческими личностями в угоду определённым интересам. А человеческая личность иррациональна и надмирна. Она движется согласно своим законам, во всей полноте только Богу ведомым.
Человек может действовать вопреки своим телесным или эмоциональным потребностям. Иначе не было бы у нас ни героев, ни подвигов. И именно эта способность к самовоздержанию, самоограничению чисто внешне отличает человека как духовную личность от скотины. Такая способность может быть развита через правильное воспитание и работу над собой (вот зачем нужны посты!). Чем более человек способен на это, тем ярче в нём личностное начало.
Особенно это видно в истории нашей страны, необычайно насыщенной сменой эпох и кажущимися противоречиями. Именно кажущимися, ибо эти противоречия и несуразности возникают только при поверхностном, материалистическом подходе к нашей истории.
«Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей» - эти слова из романа Достоевского «Братья Карамазовы» как нельзя лучше описывают суть трагической и великой истории России. Лишь такое понимание истории наполняет её глубочайшим смыслом. То, что при ином подходе представлялось лишь малозначительным эпизодом (например, убийство Николая Второго с семьёй и слугами в Екатеринбурге), обретает вселенское значение. Лишь духовный подход к личности даёт нам ключ к пониманию действий многих персонажей нашей истории, которые при ином подходе непременно объявляются слабаками или сумасшедшими, не вписываясь в материальную картину Мира.
Времена наших величайших трагедий и смут, сопровождавшихся гражданской войной разной степени интенсивности и утратой государственности, не просто совпадали по времени с массовой глубокой утратой духовного облика и национального самосознания у представителей народа. Они были вызваны ими. Примеров масса. Например, с материалистических позиций невозможно убедительно объяснить, почему в 1812-м году мы за относительно небольшой срок одолели вторгнувшуюся к нам объединённую Европу, а сорок лет спустя, в 1853-м, не смогли всеми усилиями сбросить в море, по сути, англо-французский десант, проиграв Крымскую войну.
Почему народ, выигравший страшную войну 1941-1945, даже не пикнул, когда в 1991-м году, вопреки результатам референдума, объявили несуществующим Советский Союз? Да потому что дух в народе уже был угашен предыдущими десятилетиями соответствующей внутренней политики советской власти. Народ разучился любить свою страну, и оскудение духа было той причиной, что сгубило её. Не выделил тогда народ из своей среды новых Минина и Пожарского, да и не мог.
Не плоть, а дух вершат нашу историю.