Алексий Уминский
Московская епархия РПЦ.
Указ № У-02/01 от 3 января 2024 года:
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах гор. Москвы, освобождается от несомого послушания и запрещается в священнослужении до окончания рассмотрения его дела в Дисциплинарной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Помню этого священника. В 2000-х он вёл по телевидению какую-то популярную телепрограмму о Церкви. А теперь пошёл по стопам другого небезызвестного медийного персонажа, бывшего диакона Андрея Кураева. Священника запретили в служении за то, что он отказался на Божественной Литургии возглашать молитву о Святой Руси, о даровании нам победы над врагом. Эта молитва по благословению патриарха Кирилла читается во всех храмах Русской Православной Церкви. Вообще удивительно и страшно, как война разделяет людей, и не только на поле боя.
Войну можно назвать «малым Страшным Судом» в соответствии со схожими моментами в традициях именования образов великих событий в Церкви. Например, есть величайший праздник Пасхи, и каждый воскресный день мы празднуем «малую Пасху», вспоминая Светлое Христово Воскресение. Есть Великая Страстная Пятница, и каждая пятница у нас является своего рода «малой Страстной Пятницей»: в этот день мы постимся, вспоминая страдания и смерть Спасителя. И в конце времён будет великий Страшный Суд, где однозначно определится участь каждой человеческой души, когда всё тайное, сокрытое в человеке, станет явным и всё человечество будет таки или иначе разделено: кому - направо, а кому - налево. Война производит точно такое же разделение и определение в душе одного человека.
Война страшна не только тем, что над тобой там явно висит возможность внезапной смерти. Война страшна и тем, что ты можешь узнать о самом себе, оказавшись в этих испытаниях. Война, являясь предельным напряжением физических и душевных сил человека, стремится однозначно открыть суть, в нём сокрытую. Примерно как на Страшном Суде. И оттого военные обстоятельства толкают человека к тому, чтобы ему оказаться или героем, или мерзавцем. Т.е. направо или налево, иного не дано - примерно как на Страшном Суде. Кто где окажется, никто до поры не знает, как не знали этого спасаемые и погибающие в соответствующем евангельском повествовании (Мф, гл 25) о Страшном Суде. Не знали и удивлялись своей участи. Быль может, доселе неприметный человек ценой своей жизни спасёт многих и станет героем, а былой весельчак, «душа компании», всегда находившийся в центре внимания - окажется трусом или предателем. Никто не знает, кто кем станет, и такое откровение о себе самом может ужаснуть самого человека. Это примерно как когда человек начинает видеть собственные грехи и ужасается, сколько на нём грязи. Такой вот своего рода «локальный Страшный Суд» в масштабах одной личности.
Война вызвала такое разделение не только на поле боя. Вспомните, как начавшаяся СВО в конце февраля 2022 разделила наше общество. Реальное отношение людей к своей родине вдруг стало явным. Появилось два потока людей: одни за границу, другие добровольцами в военкоматы. Это было чёткое разделение, как и положено, без серых полутонов. И до сих пор война делит нас, отделяя «агнцев от козлищ». Или ты со своей страной и своим народом, или ты отверженный, потому что сам себя изверг из общества тех, кто любит Родину и готов всё за неё положить. Дай нам всем Господь интуиции и духовной рассудительности, чтобы выбирать правильную сторону! А правильная сторона - это та, которой придерживались наши прославленные святые, молившиеся за своё земное отечество.
Разделение войной затронуло и такую казалось бы на первый взгляд далёких от ведения боевых действий людей, как православное священство, чей главной задачей является совершение богослужений, или иными словами, совместная молитва. Если либеральные и лицемерно-пацифистские убеждения человека настолько сильны, что и благословение Предстоятеля Церкви для него не указ, то такому человеку очевидно не место среди священнослужителей. И не вразумляют таких людей ни примеры преподобного Сергия Радонежского, ни других наших святых, благословляющих воинов на тяжёлый ратный труд по защите отечества. Либерализм ни капли не совместим с христианством, потому что в центре вселенной либерала - не совершенный Бог, а человек с его грехами, слабостями и естественной тягой к смерти. А такое нисколько не совместимо и с Россией.
P. S.
А вот и окончание вопроса. 13.01.2024.
Церковный суд г. Москвы принял решение по делу прот. Алексия Уминского. Он лишён сана:
3 января 2024 года состоялось заседание Церковного суда г. Москвы по делу протоиерея Алексия Уминского. На заседании в соответствии со ст. 45, п. 3 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви признано, что на основании Правила 25-го Святых Апостолов протоиерей Алексий Уминский подлежит извержению из священного сана за нарушение священнической Присяги (клятвопреступление) - отказ от исполнения Патриаршего благословения читать молитву о Святой Руси за Божественной литургией.
Жаль, конечно. Когда-то был вроде достойный служитель Церкви. Был - и сплыл.
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
(1Ин 2:19)