Джефферсон Дэвис и Александр Стивенс
Сейчас всё больше говорят о единении российского общества. Это не удивительно. Затяжная война с таким сильным, жестоким и вероломных хищником, каким является объединённый под руководством США Запад, требует безусловной консолидации всех сил нашего народа. Потому что если мы проиграем, то все разговоры о роли для России той или иной религии, идеологии, социального строя, структуры экономики и прочего не будут иметь совершенно никакого смысла. Потому что всего этого не будет, ибо не будет нас. Второй шанс добить нас Запад не упустит: слишком много проблем мы ему создали в последние десять лет. А мы пока что расколоты. Не так критично, как в начале 20-го века, но тем не менее наша тогдашняя Гражданская война оставила огромный шрам на теле нашего общества, который всё никак не хочет зарастать… Поэтому интересно было бы взглянуть на исторический опыт другой большой страны, связанный с гражданской войной и примирением. Это США, где в первой половине 1860-х шла гражданская война между северными и южными штатами.
Судьбы главных южан
Конфедеративные Штаты Америки, образовавшиеся из вышедших из США южных штатов, были независимым государством со своей законодательной и исполнительной властью, армией и финансовой системой. Существовали они недолго, с 1861 по 1865 год, и поэтому первый президент КША был также и их последним президентом. Президентом КША был Джефферсон Дэвис, а вице президентом - Александр Стивенс. Главнокомандующим армией Юга был генерал Роберт Ли. Как вы думаете, что стало с этими людьми после военного поражения КША и прекращения существования государства южных штатов? Мы, воспитанные на примерах нашей Гражданской войны, на судьбах Колчака, Деникина и Врангеля, можем предположить, что они либо уехали за границу в изгнание, либо их расстреляли или повесили. Ничего подобного!
Джефферсон Дэвис (1808 - 1889) после окончания американской гражданской войны попал под суд с обвинением в государственной измене. Но суд оправдал Джеффесона, во-первых потому, что выход южных штатов из состава США был произведён с соблюдением законодательства, а во-вторых, победители совершенно справедливо предполагали, что осуждение лидеров Юга будет препятствовать послевоенному примирению. Джефферсон уехал в Канаду, через несколько лет вернулся в США, где и жил (хоть и некоторым поражением в политических правах), работая в области страхования и сочиняя мемуары, после чего мирно скончался у себя дома.
Александр Гамильтон Стивенс (1812-1883) после войны также был арестован, но потом через несколько месяцев отпущен. Он сделал политическую карьеру, став членом Палаты представителей США.
Роберт Ли
Роберт Эдвард Ли (1807-1870). После подписания им капитуляции просто уехал в своё имение. После этого проработал несколько лет в качестве директора и преподавателя философии Вашингтон-Колледжа и скончался в небольшом американском городке Лексингтон.
Всем трём упомянутым лицам стоят памятники в южных штатах. Правда, один из памятников Роберту Ли некоторое время назад снесли во время разгула бэ-эл-эмщины, но это уже совсем из другой области. Все три вышеупомянутые персоны почитаются в южных штатах до сих пор.
Всё это применительно к нашему российскому историческому опыту гражданской войны звучит очень странно! Это было бы примерно то же, как если бы адмирала Колчака не расстреляли в Иркутске в 1920-м, а выпустили бы из тюрьмы года через два, и он бы жил в Иркутске года этак до 1965, застав и реализацию советского атомного проекта, и полёт Гагарина в космос. Или генерал Деникин после неудачи военной кампании начала 1920-го года и сложения с себя полномочий главнокомандующего ВСЮР сдался бы красным, потом уехал бы под жить куда-нибудь под Рязань, успев повоевать в Великую Отечественную и скончавшись в один год со Сталиным.
Отличие Гражданской войны в США (1861-1865) и в России (1917-1922)
Конечно, эти две войны нельзя сравнивать ни по взаимному ожесточению, ни по размеру театра военных действий. Главное отличие определяется первопричиной войны. Главной причиной гражданской войны в США, вопреки общепринятому мнению, был не вопрос о рабстве. Это был лишь повод, а главной причиной войны в США были экономические и финансовые противоречия между Севером и Югом, которые в середине 19-го века обострились до предела. Южные штаты были сельскохозяйственными, основной товарной продукцией которых был хлопок. Северные штаты были промышленными. Но промышленные товары, ввозимые из Европы, были дешевле. Поэтому правительство США, где более сильные позиции были у северян, приняло решение о заградительных пошлинах. В ответ европейские страны перестали закупать американский хлопок. Таким образом, Юг оказался в под двойной нагрузкой убытков: он лишился как поступления дешёвых промышленных товаров, так и рынков сбыта своей продукции.
Гражданская война в США не ставила своей целью изменить общественный и государственный строй. Даже вопросом отмены рабства Север готов был поступиться, о чём говорил Авраам Линкольн: «Моя первоочередная забота - спасти союз. А это никак не связано с вопросом сохранения или не сохранения рабства. Если я смогу спасти союз, не освободив ни одного раба, я это сделаю». Власти Севера изначально ставили перед собой задачу национального примирения, чем объясняется и отсутствие репрессий по отношению к руководителям Юга, и закон об амнистии участникам боевых действий. Вот как выглядит примирение хотя бы де-юре.
У нас же всё было гораздо серьёзнее. Главный вопрос гражданской войны в России был вопрос об общественной формации, на которой будет построена государственность. Это намного более глубокий вопрос, чем экономические споры. Он сродни выбору религиозного мировоззрения. И что немаловажно, победившая красная власть вообще не ставила задачу национального примирения. Её целью было просто удалить из своего «государства рабочих и крестьян» всех не вписывающихся в него людей: изгнать или физически уничтожить. Левые и сейчас, в военное время, задачи национального примирения перед собой не ставят, что предельно ясно показала
история со сносом памятника Врангелю.
Итог
Возможность примирения должны искать лучшие религиозно чувствующие умы и сердца России. Найти нужные слова, сделать нужные дела, протянуть руку помощи даже тому, кто смотрит на тебя с ненавистью и источает слова злобы… На такое способно только религиозное сознание. Примирение в России придёт не слева, а справа.