Меньшинства в сказке

Nov 26, 2015 13:46


У Гофмана есть сказка под названием «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Вкратце сюжет сказки следующий.

У крестьянки родился сын. Маленький, уродливый, он был ужасен не только по внешности, но и внутри, прямо-таки источая злобу. Проходившей мимо доброй фее стало жалко несчастного ребёнка и его мать. Она понимала, что Цахес (так звали ребёнка) никогда не вырастет сильным, умным или добрым человеком. И тогда она дала ребёнку дар, заключавшийся в том, что как только кто-нибудь в его присутствии сделает что-либо хорошее, то люди вокруг начинают пребывать в уверенности, что это сделал Цахес. И, наоборот, дурные поступки Цахеса переходят на другого человека.
Соискатель должности блестяще сдал экзамен, ответив на сложный вопрос - и неожиданно с успешным прохождением экзамена поздравляют не его, а крошку Цахеса, который и двух слов-то связать не может. Должность достаётся малышу. Талантливый скрипач даёт концерт, потрясающе сыграв произведение - и вдруг все неожиданно устраивают овацию не ему, а Цахесу, который угрюмо стоял у углу.
Благодаря такому дару Цахес быстро становится главным министром, очевидно, путём вытеснения по пути со всех должностей способных людей. Он влюбляет в себя невесту одного из главных героев, отвратив её от жениха тем, что устраивал нелепые и мерзкие поступки и переносил их на него.

Эта сказка воспроизводит суть современного европейского неправильного отношения к меньшинствам. Крошка Цахес - некое меньшинство, сильно отличающееся от остальных. Фея с её даром - это преимущественные права, данные меньшинству якобы для восстановления справедливости. Всё заканчивается тем, что меньшинство просто садится всем на шею. Почему же всё так происходит? Потому, что это не христианское решение вопроса. Именно поэтому такой рецепт никак не подходит нам.

Христианская вера призывает нас любить каждого отдельного человека вокруг нас. Да, мы, вероятно, не всегда оказываемся на высоте такого призвания, но мы должны, во всяком случае, стремиться к этому. Любить - это не значит давать дополнительные привилегии и совсем не обязательно означает давать власть над собой. Любовь к человеку как к пусть искажённой и осквернённой, но богоподобной личности, может проявляться и через назидание и воспитание, когда в них есть необходимость.

меньшинства, сказки

Previous post Next post
Up