Три темперамента человеческой души

Nov 26, 2015 02:12

«Как же так?» - наверняка спросите вы. Разве мы не знаем ещё со школы, что современная психология определяет четыре темперамента человека? Да, конечно. Но здесь речь пойдёт не о психологии, а о типах личности человека с точки зрения общей направленности его свободной воли. Эта направленность, кстати, называется духом.
Святые Отцы определяли три типа личности: плотский, душевный и духовный. Эти типы личности, помимо направления воли, определяют также и соотношение друг с другом жизни и природы человека. Под природой человека подразумевается не его биологический состав (то, что роднит его с животными), а как раз то, что человека от животных отличает: наличие творческого личностного начала в человеке.

Плотские люди



Их жизнь идёт против природы.
Их цель - только то, что желанно плоти, удовольствия и наслаждения. Можно сказать, что живут они для того, чтобы потешить свои органы чувств. Их душа - как дорога, продуваемая пронзительным ветром, разносящим и перемешивающим все помыслы. Из-за этой мешанины плотский человек практически утрачивает способность различать вещи, т.е. отличать хорошее от плохого. «Человек, избравший плотское, когда услышит о Боге, словно от пресной беседы, отвращает ум. Как изрёк пророк: стало им слово Божие как рвота» (прп. Макарий Египетский).

Плотские люди дерзки и похваляются всем, что делают. Они безблагодатны и духовно мертвы. Именно в таких людей превратилось почти всё человечество накануне Великого Потопа: «Не останется Дух Мой в них, ибо они суть плоть» (Быт 6:3)

Душевные люди



Их жизнь идёт согласно природе.
Они постоянно колеблются между злом и добродетелью, грехом и праведностью. Такой человек может, к примеру, пожалеть калеку или пострадавшее животное, возмутиться явной несправедливостью, и тут же злобно поиздеваться над другим человеком.

«Добродетели они избегают из-за её суровости и затруднительности, а зла избегают, чтобы не утратить похвалы от людей.» (прп. Никита Стифат).

Душевные люди могут быть вопиюще жестоки, ибо надменны. А надменность в них рождается от мысли о самих себе, что они не сделали зла. Типичный пример такого человека - это фарисей из евангельской притчи о мытаре и фарисее.

Духовные люди



Их жизнь идёт сверх природы.
Это люди, чистые сердцем, ибо в сердце они носят с собой, как ослепительное пламя, Божественную Благодать. Они не просто не любят зло, но желают добра и сами активно соработничают Богу, невзирая на любые личные трудности. Претерпев обиды, они не только не унывают, но и продолжают желать блага своим обидчикам, что с плотскими или душевными людьми воспринимается как странность или сумасшествие.

Эти люди движимы Святым Духом, поэтому способны различать вещи, т.е. всякий раз правильно выбирать доброе. И, как следствие, творить доброе, в соответствии со словами Апостола: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». (Гал 5:25)

Где обрящуся аз?

Интересно, к какому же типу мне самого себя отнести, к первому или второму? Очень надеюсь, что не к первому. Если так, то остаётся второй. О третьем я даже думать не дерзаю, но не могу не вожделеть этого...

святоотеческое наследие, православие

Previous post Next post
Up