В Великий Понедельник (понедельник страстной седмицы Великого Поста) на богослужениях вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, сын Иакова (Израиля). История Иосифа описана в Книге Бытия в главах 37-50. В литературе он называется также Иосифом Прекрасным за красоту лица. Совсем не случайно в самом начале Страстной Седмицы, когда евангельские события проживаются как бы «в режиме реального времени», день в день как они были, вдруг происходит такая ретроспекция. Дело в том, что Иосиф является одним из ярчайших прообразов Христа в Ветхом Завете. Количество параллелей разной степени глубины просто впечатляет.
Иосиф был старшим из двух сыновей Иакова от любимой жены Рахили (младшим был Вениамин). Сначала стоит остановиться на образе двух жен Иакова, ибо именно здесь начинается осмысление образа Иосифа. Толкование образов Лии и Рахили дал в своём каноне преподобный Андрей Критский:
Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.
(из Великого Канона Андрея Критского)
В иносказаниях Священного Писания женщина часто означает душу, личность человека. Под Лией и Рахилью мы имеем образ двух сторон человеческой личности. Первая тяготеет к земному, вещественному, материальному и чувственному, вторая же - к возвышенному, духовному, небесному. Иосиф был сыном Рахили, т.е. буквально «сыном духа». На это, в частности, указывает и называние Иосифа «сыном старости» для Иакова:
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
(Быт 37:3)
Воплощенный дух! Здесь первая важная параллель с Христом, который был Сыном Божьим.
Важно, что «сыном старости» называется именно Иосиф, а не Вениамин, который был младшим и которому этот эпитет, казалось, более бы подошёл. Но это является указанием именно на духовно-возвышенный характер души Иосифа по сравнению с остальными братьями. И Иаков, духовные очи которого также были открыты (что следует из его жизнеописания в предшествующих главах книги Бытия), это несомненно чувствовал. Из этого духовного сродства возникает особенная любовь, которую отец испытывал к Иосифу. Одежда в образах Священного Писания - это символ состояния человеческой души.
Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком... И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
(Быт 37:2)
Отец даже поручил Иосифу, будучи совершенно уверенным в его искренности и честности, приглядывать за старшими братьями, хотя на Востоке наоборот, обычно обязанностью старшего было присматривать за младшими. И Иосиф рассказывал отцу о всех дурных поступках братьев. Нужно думать, отец огорчался, слыша это. И старшие братья возненавидели Иосифа и задумали убить его. Итак, погубили близкие люди из-за ненависти. Здесь вспоминаются слова Христа «Возненавидели меня напрасно» (Ин 15:22). Ведь Христа тоже погубили близкие люди - иудеи, которые вроде как были призваны служить Богу и творить Его волю.
У Иосифа были 10 старших братьев - сыновья Иакова от другой жены Лии и двух наложниц. Старшие братья здесь являются образами порождений плотской природы человека, вот они решают погубить Иосифа, плод духа. «Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся» (Гал 5:17). Уйдя далеко на пастбище для выпаски овец, братья, увидев пришедшего к ним Иосифа, хватают его и бросают в глубокую яму, решая, как с ним поступить. Увидев проходящий мимо купеческий караван, направляющийся в Египет, один из братьев по имени Иуда (!) предложил не убивать его, а продать в рабство, чтобы и избавиться от ненавидимого младшего, и прибыль получить. И братья продали Иосифа в рабство за двадцать серебряных монет. Его же верхнюю одежду, испачкав кровью животного, потом показали отцу, сказав, что Иосифа разорвал дикий зверь. Пребывание Иосифа в яме является прообразом пребывания Христа во аде после смерти на кресте. И, конечно, явная параллель в виде продажи праведника за сребреники.
В Египте купцы продают раба Иосифа в дом влиятельного египтянина Потифара, начальника телохранителей фараона (или, современный языком, главы службы безопасности) и он, видя что всё, за чтобы Иосиф не взялся, выходит превосходно, поставил его руководить всем хозяйством дома. И тогда на Иосифа положила глаз жена хозяина. Бесчестная женщина пыталась совратить Иосифа, но он решительно отказывался. Интересно, что заповедь «не прелюбодействуй» народу Израилеву была дана гораздо позже, во времена пророка Моисея, так что Иосиф не имел формальных причин ей отказывать, но он не хотел обманывать доверие своего хозяина, что верно воспринимал как грех пред Богом. И, как имеющий открытыми очи сердца, несомненно чувствовал, что это, оторвав его от Бога, будет его падением. Как то раз, дождавшись, когда в доме никого не будет, кроме них двоих, женщина схватила Иосифа за одежду и потребовала лечь с ней. Иосиф вырвался, оставив свою одежду у ней в руках. Одежда, как уже говорилось, это символ состояния человеческой души и здесь остаться без одежды означает, что душа Иосифа сильно смутилась.
Есть такая неверная поговорка «от любви до ненависти - один шаг». Просто в миру словом «любовь» зачастую неправильно называют плотскую страсть, и именно от такой страсти до ненависти порой действительно один шаг. Почувствовав себя отвергнутой, женщина воспылала ненавистью в Иосифу и оклеветала его, сказав позже своему мужу, что это Иосиф её домогался, предъявив в качестве доказательства его одежду. Оскорблённый муж заключил Иосифа в темницу.
Был искушаем, но не искусился... Это очередная параллель истории Иосифа со Христом, которого искушал в пустыне дьявол, искушали задававшие каверзные вопросы иудеи и саддукеи...
В темнице Иосифа сажают в одну камеру к виночерпию, наказанному за некий проступок. Иосиф верно истолковывает сон виночерпия, предрекая тому освобождение. И действительно, через два дня его освобождают. Проходит несколько лет, и фараону снится сон, как из реки выходят сначала семь упитанных коров, а потом семь тощих, и семь тощих съели сеть упитанных, оставшись при этом такими же тощими. Никто из жрецов не может растолковать этот сон, и тогда виночерпий вспоминает необычного заключённого раба в темнице и просит фараона приказать позвать Иосифа. Иосиф, имеющий духовное зрение от Бога, разъясняет фараону сон: будут семь обильно-урожайных лет и потом сразу семь неурожайных, поэтому нужно будет построить большие зернохранилища и пятую часть урожая каждого года складывать туда. И тогда накопленного хватит на то, чтобы прожить в голодные годы.
Фараон понял, что перед ним не совсем обычный человек, что в нём действует какая-то высшая сила. Он высоко возводит Иосифа, и, подав ему перстень со своей руки, делает его вторым человека в Египте после себя. Итак, Иосиф мгновенно возносится от состояния униженного раба в темнице до властителя огромного и сильного государства, ибо Иосиф теперь почти то же, что и фараон. Заключение Иосифа в темнице и последующее мгновенное явление в величайшей славе - прообраз воплощения, смерти и Воскресения Христова.
Когда наступили предсказанные Иосифом голодные времена и Египет остался единственной страной, где можно было купить хлеб, то Иаков послал туда своих сыновей. Иосиф, провидя это, находится в городе в том доме, куда должны будут приехать его братья покупать хлеб. Bот приезжают 11 братьев (с ними уже выросший младший Вениамин). Прошло уже двадцать лет с кого дня, когда Иосиф был продан в рабство. Теперь он занимает высочайшую должность, на нём богатые египетские одежды, и братья не узнали его. (Вспомним, что и Христа по Воскресении не сразу узнавали ученики).
А дальше происходит такое событие. Иосиф приказывает своему слуге подложить свою серебряную чашу в мешок Вениамина, а когда братья ушли посылает слуг за ними в догонку с приказом догнать, обыскать братьев и найти чашу. Чашу, конечно же, находят в мешке у Вениамина. Всех приводят назад к Иосифу, и он объявляет, что Вениамин, у которого нашлась украденная чаша, должен остаться у него в доме рабом, а остальные могут идти. И тут Иуда, понимая, что их отец престарелый Иаков, вероятно, не переживёт потерю ещё одного, последнего сына от любимой жены Рахили, добровольно предлагает себя в рабство вместо Вениамина.
Иуда изменился! Некогда он без угрызения совести продал в рабство своего младшего брата, а теперь он сам готов стать рабом вместо него. А перемена ума есть не что иное, как покаяние. Именно призывы к покаянию стали первыми словами, с которыми Господь обратился ко всем сразу после заключения Иоанна Крестителя в темницу и своего восшествия на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!».
И лишь тогда Иосиф открывается братьям (этот момент как раз изображён на известной гравюре Доре) и все они, обнявшись, плачут. Это и слёзы раскаяния, и слёзы радости. Потом братья, взяв своего отца, со своими семьями переселяются в Египет, где фараон даёт им лучшие земли для поселения. Таким образом Иосиф, являясь спасителем всего своего народа от голодной смерти, является прообразом Христа-Спасителя, спасающего свой народ, т.е. всех желающих идти за Ним, от вечной смерти.