Уже не первый раз бегу по выставке, по возможности не глядя по сторонам... а ведь не хотел! Думал аккуратненько прогуляться, как по музею, вдумчиво посмотреть,чего народ за последние годы достиг - а вместо этого бежал, как по пальцастому супермаркету: схватить бы, что замыслил, и свалить с чужого праздника жизни.
Ещё бы - на ножи дешевле 5000 можно было не смотреть, средняя цена достойного изделия - 10.000. И это за приличный рабочий нож, дизайн и легенда по отдельному тарифу идут. Кстати, неважно было с дизайном - изделий, выполненных именно что со вкусом, на выставке, пожалуй, не было. По крайней мере, взгляд не зацепился. Да, кузнецы научились массово крутить на клинке достойные узоры, но эти узоры сплошь и рядом оказываются на посконной конструкции. Кажется, со Всеволодом Сосковым ушла гармония силуэта изделия, узора клинка и остального прибора... То, что сейчас, сделано безусловно умело, безусловно богато - а вот ЦЕЛЬНОСТИ я не увидел. Может, цепляюсь? Или, как принято считать, душит меня зависть чёрная, что с этим в лес пойти не могу - и жалко изделие будет, и не смогу, если придётся, за прикид, как должно, ответить? Показалось, кстати, или нет, но от авторов украшенных изделий такой злобой несло, что порою к стенду не хотелось подходить.
Короче, всё пробегом. Шедевров не увидел, рабочих клинков высокого разбора - не очень-то и густо. Стало больше якутов, иногда вполне себе приличных и стильных, в общем, купил бы, но снова в голове сторожок: зачем тебе ЕЩЁ ОДИН якут? Тот, что есть, работает, задачу сполняет, и ладно. Кстати, побитый жизнью, но живой, слава Богу, Василий Козлов показал мне заготовку клинка якута из старинных закроечных ножниц... не легенда, похоже. Поспорили немножко: Василий утверждал, что не могло быть у якутов приличных кузнецов, раз не было добычи железа, но почему тогда о добрых якутских ножах ещё землепроходцы сообщали? Народ из казаков в качестве ковыряла разбираться просто обязан.
Продолжая тему этники, можно сказать, что народ, наконец, постиг правильный пууко. Но опять же - сколько пууко надобно для счастья ? Топоров стало заметно больше, хорошо: пусть хохломы и сюрин хватало, но хватало и весьма рабочих конструкций по вменяемой цене. И за кухонники народ активно взялся, но просил за них похлеще японцев, а веры у меня неизвестным именам вот нет. Наверное, где-то можно покопать отзывы, на Ганзе той же, но ломает в лотерею играть. Встретилось немало опытов с текстолитовыми рукоятями, часто вполне удачных, но текстолит тут же даёт прирост к цене изделия где-то на треть. Текстолитовую серию выдал даже идейно традиционный Южный Крест; ножи, кстати, были более, чем вменяемые, бери и работай, но, как и с ранними моделями когда-то, за рафинированностью исчезла душа... Потом появилась, или мы к ним просто привыкли? Классический "берестяной" ЮК у меня в закромах есть, но вот ходил он со мной не сильно много; куда больше довелось поработать ЮКовскому клинку в "норвежской" рукояти из карелки, сделанной Валерием Вегерой. Если бы не грёбаные "охотнички", что увели нож на стрелковом стенде под Рязанью: решили, видимо, что им нужнее, чем москвачу, он кошелёк ходячий, другой купит. Чтоб остаться им без ножа посреди охоты, когда перезаряжаться уже поздно будет.
Валеру Вегеру увидел - впервые за столько лет! Он ничуть не изменился, поседел вот здорово. Троллит квасных патриотов вышиванкой, развлекается реанимацией советских многопредметных складней, вставляет туда приличные новые клинки... Жаль, своих ножей к субботе у него осталось только два - явно недешёвых разделочника с резными рукоятями из мамонта. А ведь его изделия, считай, любому человеку именно что влипают в руку: дар редкий, им обладают немногие - навскидку, разве Алексей Мельницкий и Пан Владислав (Кулигин). Первого на выставке увидел, второго - недавно в Интернете. Живы и работают, добро.
Со складнями творилась какая-то полная ересь: если раньше всё было завалено нижегородской посконью непонятной этнической принадлежности, то нынче всё заполонили брутальные футуристические монстры солидных размеров и непонятного назначения. Ганнибал Лектор их бы заценил, наверное... Но зачем в XXI веке таскать складень размеров и веса поболе среднего нескладного? Складень, как я глубоко убеждён, должен быть максимально компактен и эргономичен, он не должен своим присутствием мешать хозяину. Ну да, есть бессменные Широгоров и Шокуров, есть отдельные штучные экземпляры у других мастеров - но складень же, как его не береги, расходка, в среднем, по три года живёт, потом уходит так или иначе, а если он стоит среднемосковскую зарплату ? Впрочем, и здесь есть некий прогресс: как не поливал народ поделия Нижнего, они ведь не люфтят, не играют и фиксатор на место встаёт... только внешний вид такой, что далеко и до совдепа, и до Китая. И до французского сельского ножа - тоже.
В общем, в руки не прыгнуло ничего. Заценил элегантнейший дамский ножик у Муана, кондовый канадский нож у Василия на Финке.ру - в другой раз выдал бы, что изделие в стилистике ССО, а вот сейчас торкнуло чем-то. На что и впрямь покапал слюнями - на заточной станочек "Профиль": действительно, мечта найфомана, рабочий столик крутится на 180, клинок крепится за две точки, угол наклона выставляется по шкале, бруски годятся любые, а направляющая бруска в принципе не вылетит из станины. Вроде как, побочное изделие концерна "Калашников". Но стоимость в минимальной комплектации - 14.000, в средневзвешенной - 20.000. Не для любителя и тем более не доя нищеброда вроде меня. Так что и дальше буду портить клинки попсовым Шарпмейкером.
Ни одного ножа себе не купил. По просьбе - да, было, нашёл не совсем стандартный португальский кухонник в надежде, что там ещё не опустились до СВЧ-закалки одного миллиметра от режущей кромки. Нужны были всякие кожаные дела - с кожей было так себе, и тунговое масло для пропитки не нашёл: и здесь то ли санкции, то ли дорого, не возят, импортозамещают льнянкой. Зато - увидел кучу народа, знакомого по старым временам. И развиртуализовался, наконец, с
kiowa-mike, содержательная для меня беседа получилась; заодно понял, что остатки инженерных навыков потеряны мною за постсоветские времена, пожалуй, безвозвратно. Впрочем, тут уж я сам себе злобный Буратино.