Гитарелла честно отслужила мне на Масленице, но судьбу ее я, считай, решил: звучать она толком не звучит, держать не удобно, гриф 42мм перекашивает руку, и всё равно мимо струн мажешь: ну ретроград я, на классике всю жизнь бренчал. В каяке мне уж явно не сидеть - может, пора подобрать что-то побольше, но чтобы звучало получше народных инструментов Востока? Изобразил ТЗ: мне виделся инструмент общей длиной до 95см, при этом с максимальной длиной мензуры, под металлические струны и грифом шириной от 45мм, а лучше - шире. Гугль и Яндекс, наше всё, опечалили: вариантов было немного, и их почти все последние полгода не завозили в Россию, а везти под заказ - не стоили они таких денег. Впрочем, те многочисленные дрова, что продавались под видом компактных гитар, тоже не стоили своей цены, были антиэстетичны до крашеной фанеры и звучали отвратно. Продаваны пожимали плечами - я, мол, желаю странного: на узком грифе пиплу играть проще, и он хавает, так зачем им неликвид завозить? Я почти признал идею мертвой, но решил сперва заглянуть в магазинчик Doff'а - их Parlor PL в концепцию краем вписывался, хотя о продукции Doff'а по Сетке ходили анекдоты, а обиженный народ порою грозился судом... Но магазинчик недалече, а варианты отрабатывать надо до последнего - чтобы не было обидно потом.
Инструмент в магазинчике, конечно же, бы один: других, якобы, давно не завозили и когда привезут, не докладывали... Странная штука - в эстетике русской гитары XIX века: по нашим временам, эстетика довольно спорная, но мне показалась забавной.
Стал крутить колки, колки странные, громоздкие, прячутся с изнанки плоской головы, при этом явно обладают неким передаточным механизмом: таких я доселе не видел (Потом разобрался - это колки от банджо, алиэкспресс!). Но ничего - отработали они исправно, гитара зазвучала: Бог ты мой, зазвучала отменно! Не ожидал от этой малышки такого звука, это всяко не салонная гитара, как в аннотациях писали. Металла в звуке многовато - но тут, наверняка, и струны бюджетные, хотя, посеребренные, вроде. Интересный штрих вылез: корпус невеликий, вроде, а басы звучат, лишь прикоснись: а первые струны немного, но попросить надо. Изобразил то, сё - и лишь тогда понял, что НЕ ДОКРУЧИВАЮ левую руку на ладах, при том, что гриф объявлен 45мм всего. И рука по нему реально летает, только вот барре надо аккуратно ставить: лады, даже первые, поуже классических будут. Но это решается - главное, руки не крутить. Ни левую, ни правую, замечу.
Выпал я в эйфорию, стал исследовать инструмент - и тут меня, как из ведра окатили: все, что злословили о Doff'е, оказалось чистой правдой! В четырех местах на обечайке торчали сучки - причем, торчали, похоже, по авторскому замыслу, экономили матерьял... В "клюв" грифа зачем-то был вклеен кусок свилеватого дерева, который сперва я принял за сплошной сучок;
но нет, это явная свиль, что, в принципе, даёт механическую прочность: может, гриф к семиструнке предназначался, тогда было логично через прочную вставку регулировочный винт пропустить - но гриф на другой инструмент попал, будто в мастерской гнали план под новогоднюю ночь и пускали в работу, что было. Струны стояли стальные - но объявленного на сайте анкерного стержня тоже не было, что играет за предположение, что гриф на русскую семиструнку ладили. Развесистая подставка, с "усами" под старину, была сделана из бука и никак не покрашена или затонирована, радовала глаз этаким картонным цветом: снова поспешили, приклеили, что было.
На фоне этого верхний порожек, не приклеенный к грифу и стоящий на одной точке, сущей безделицей был: в советские времена с таким явлением годами жили.
Обескуражен я был крепко. Девонька-продавец, выслушав ТЗ, принесла мне пару мини-гитар - то ли детских "половинок", то ли вовсе укулеле; настоены они были, впрочем, по-гитарному. Попробовал я их - какие-то слишком мелкие, как держать, непонятно, звук слышен получше моей гитареллы, но металлический донельзя, ещё и пальцы срываются с грифа на крайних струнах... Не легла мне на сердце эта мелочь. А вот наследие совдепа - легло! Помучившись ещё минут пять, я объявил - беру. Девонька усугубила - штатного чехла не полагалось, в чехол от гитары 3/4 инструмент по длине не влез; даже упаковочная коробка была не родной - мол, других нет, а от изменения температуры массив играет. Ну да, ещё и массив - значит, в зимний лес с нею не сходишь, да и в осенний, где влажность, вопрос. Только дурацкое упрямство не дало мне немедленный возврат сделать; всю дорогу до дома я себя за выброшенные деньги пилил.
...Дома сел, поиграл - получилось неплохо, пусть тембр и победнее моей "домашней" Кремоны. Для такого барабанчика - и вовсе диво: если сравнить с гитареллой, она не сильно объёмнее будет. Вот что значит массив... стоп, и на гитарелле дека - массив, но звук не лежит и рядом.
Открытые поры, как сейчас модно? Может быть - но и царапины гитары ловит, если просто ногтем посильнее провести. Задняя дека впрямь оказалась выпуклой, как у скрипки, тут всё, как в проспекте. Воткнуть кнопку для ремня ненавязчиво забыли - ну и ладно, сам привинчу, гитарной фурнитуры на Озоне богато. Стал подстраивать - показалось, колки с разным передаточным числом: на первых струнах оно было, вроде как, побольше. Очень громоздкие колки, ещё и с белыми голимо пластмассовыми бутонами.
Почти уж собрался заменить их на современные, от акустической гитары, но что-то дёрнуло меня погуглить гитару цыганки Тани - колки там были ровнёхонько такими же. Правильно всё: на русской гитаре струны исходно витыми были: колки, как на лютне, сюда не воткнёшь. Похоже, как раз гитарой Тани, похоже, вдохновились в Doff-е: изделие в моих руках было пусть не копией, но узнаваемой цитатой.
Мелькнула мысль, что русский стиль в наши времена - очень скрепно. Да, именно стиль, как говорят нынче - косплей, ну, или мимикрия: струн-то на гитаре исходно шесть, и эти шесть глобалистских струн к нам с Битлами попали. Развивать тему не захотелось даже применительно к себе, хотя тема богатая. А совдеп во мне неистребим : ради звука согласился на могучую доработку напильником, и согласился, что долго изделие не проживёт. Если беречь надо, будем беречь: я сходу заказал правильный чехол в Белоомуте. Инструмент позвал меня, конечно... другого объяснения всей этой дури не вижу. Кажется, первый раз в шкуре фаната "Жигулей" очутился. Хотя - сколько раз я сёдла, лодки и ножи дорабатывал: не иначе, имею с этого противоестественный кайф. И Doff, осколок пресловутой Ленинградской фабрики музыкальных инструментов - такой же обломок совдепа. В общем, встретились два одиночества. А как себя поведет инструмент... Что ж, будем смотреть. И заодно изучать собственный дуризм. Преувлекательное, говорят, занятие.