Из переписки с Яценко А.В. Его исследования романа «Мастер и Маргарита» см. здесь:
https://author.today/work/154365?c=28215483&th=28215483 ...
Благодарю за ответ!
Я построила свою книгу , опираясь одновременно на методы индукции и дедукции - когда вначале следуют пояснения к общей философии цвета у герметистов, к которым явно относился Михаил Афанасьевич. Это не значит, что он был эзотериком, это значит, что как писатель он использовал богатейшие возможности для метафор, которые дает наука Гермеса, когда можно многое сказать одной маленькой деталью.
Потому прежде подраздела о цветах в повести "Роковые яйца" у Булгакова лучше вначале прочесть "Глава 4. Алхимический «царь-миф» как основа для метафор и символического языка М. Булгакова и Г. Уэллса. Что есть алхимия".
По поводу желтого, и не только, цвета у Булгакова.
Согласно герметической практике, смысл цветных деталей может значительно разнится, в зависимости от контекста.
Но в общем и целом смысловая нагруженность цветных деталей и у алхимиков, и у писателей, знакомых с алгоритмами Великого делания, тесно связывается с циклом зарождения, роста, цветения-созревания земных плодов. Этапы развития живого организма (отнесем к нему и душу)в природе и в мистериальном "созревании плода" в Великом Делании у алхимиков - подчинены единому алгоритму.
На первом этапе Делания важное место занимают особые "ингредиенты", которые символически связываются у алхимиков с началом роста-развития, с особой огненной энергией, которая необходима для импульса, толчка к этому развитию. И таким "ингредиентом" является Сера. Она и вещество, и символ начала, огненного, взрывного импульса (если вы мальчишкой делали пугачи из серных головок спичек, то вы должны помнить, как горит сера). У Серы пронзительно желтый цвет.
Пишу Сера с большой буквы, т.к. у алхимиков она олицетворяет многие "огненные" качества.
Это знание о Сере позволяет очень точно "прочесть" символизм встречи Мастера и Маргариты. Все "зачинается" (их любовь, путь Мастера на его личную Голгофу, одна из важнейших частей булгаковского романа о паре московских любовников) - со встречи в переулке, и знаком начала являются желтые цветы в руках Маргариты, оттененные черным ее пальто.
Сера горит по-разному. Если она насыпана не густо, находится в защищенном сосуде - огонь сильный и не разбрызгивается. А если сера насыпана неравномерно, "узелками", она может причинить неприятности.
Желтые узелки мимозы в руках Маргариты, на фоне черного пальто (черный цвет символизирует этап нигредо в алхимии, когда "блин комом", вершится неудача в Великом делании, выгорает, вместо созревания, все подготовленное к Деланию) - это символическим языком переданная Булгаковым краткая грядущая история любовников: цветение (любовь расцветет и роман будет создан), неудача (роман принесет Мастеру много страданий и смерть).
Можно ли о Сере сказать, что ее цвет тревожный, нехороший? В зависимости от контекста - можно. Булгаков в данном случае использовал такую возможность.
Мне кажется, что также герметически можно прочесть иные упоминания желтого цвета у Булгакова в МиМ. И уверена, что в разных случаях смысл будет разнится по шкале от "плохо горящей Серы" до "ровное пламя и нужное горение в данный момент".
Почему и писала ранее - нужна работа многих и многих исследователей для понимания символизма цвета у Булгакова. Тем более, что не только герметический смысл в цветах у писателя может быть заложен!