Самая тонкая и сложносотканная материя -

Feb 10, 2019 17:47

это душа.

Примеры? Их есть у меня)







Леонардо да Винчи. Портрет Дамы с горностаем (Сесилия Галлерани)
1490.

Перед нами портрет любовницы могущественного властителя Италии 15 века Лодовико Сфорца Сесилии Галлерани, заказанный им Леонардо да Винчи.


Историк династии Сфорца пишет: «Лодовико не был вульгарен в своих любовных связях. По-видимому, он чувствовал искреннюю привязанность к Галлерани и предоставил в её распоряжение несколько комнат в Кастелло. Он отдал ей также Бролетто Нуово - дворец, некогда принадлежавший Карманьоле. Даровав ей в 1491 году в собственность Саронно, он стремился подчеркнуть своё уважение к ней и воздать должное её достоинствам".

В январе 1491 года Лодовико вступил в династический брак с Беатриче д'Эсте, накануне которого слухи о Чечилии создавали некоторые проблемы. Миланский посланник Джакомо Тротти в ноябре 1490 года писал, что если Лодовико и не был рад приезду будущей тещи, то отчасти «из-за возникших сплетен; или же в самом деле из уважения к той своей возлюбленной госпоже [Чечилии], которую он поселил в замке, которая сопровождала его, куда бы он ни шел; и она с ребенком, и мила как цветок, и он часто брал меня с собой, чтобы видеть её. Но не следует торопить время, которое исцеляет все. Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от неё. Я знаю, о чем говорю»

Лодовико пришлось расстаться с ней: «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте. Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги».

Свадьба состоялась в 1493 году. Однако уже через 4 года , сразу после смерти законной жены Сфорца, Сесилия вновь переселилась в его дворец и мирно уживалась там с его новой любовницей - Лукрецией.

Сам Сфорца именовал их богинями утренней и вечерней зари, утешавших его, вдовца, на старости его лет.

Падение власти семейства Сфорца Сесилия пережила у сестры умершей жены Сфорца - Изабеллы д"Эсте, а потом, в начале 16 века, когда Сфорца восстановили свое влияния, восстановила и она свое благосостояние.

Замечу, что официальной информации о связи Сесилии с герцогом Сфорца совсем немного - это дневниковые записи современников. Естественно, в этих записях странно было бы встретить описания мыслей и чувств самой фаворитки герцога.

Вокруг ее жизни всегда было огромное количество сплетен: среди них равное место занимает и та, которая считала ее хитрой и изворотливой женщиной, умевшей извлечь максимальную выгоду из своей красоты и особого положения при дворе одного из могущественнейших итальянских властителей.

Мне несколько смешно читать полу-литературные описания чувств "утонченной умницы и красавицы", которая, якобы, была ко всему безразлична в своей жизни, равным образом принимая и славу-богатство, и падение свое с пьедестала.

В современной ей Италии, раздираемой самолюбиями и властными притязаниями многих и многих политиков и прелатов (одно семейство Борджиа чего стоило), равнодушие к своей судьбе оборачивалось короткой жизнью, либо жизнью в самых низах общества.

Сесилия - ангел спокойствия, вряд ли могла так жестко и неоднократно восстанавливать свое благополучие и статус, если бы не обладала страстной и сильной натурой.

Представлять себе Сесилию, на основании многовековых сплетен, можно, конечно разной. И здесь каждый выберет себе образ, который ближе к его представлению о возможности переживания женщиной своего двусмысленного величия.

Вот, например, один из примеров чтения мыслей фаворитки Сфорца, этакая милая почти-новелла с выписанным определенным характером главной героини.

https://shakko-kitsune.livejournal.com/801863.html

А я приглядываюсь к тому образу, который создал Леонардо. И вижу легкое, почти незаметное увеличение размеров руки Сесилии в общем ее облике.

Жест Сесилии сложен - красавица нежно прикасается к шерстке зверька, в котором грация не перечеркивает его хищности: мускулистое тельце и выпущенные когти напоминают больше о его звериной природе, нежели о прирученности и покорности.

Рука Сесилии неявно, как и хищность то ли горностая, то ли хорька (здесь мнения искусствоведов разнятся) доминирует на переднем плане картины. И опять же неявно контрастирует со спокойным, безмятежным взглядом красавицы.

Мог ли Леонардо, общавшийся с Сесилией на сеансах живописи, заметить ее скрытую хищность? Ту самую филигранность ее жесткого внутреннего стержня, который прятался так же умело, как когти белого хорька под мягкой шерсткой в минуты спокойствия зверька?

Мог ли художник попытаться донести до зрителя сложность этой женщины с ангельски спокойным взглядом, за которым прятались и страстность натуры, и хищный нрав?

Ну а почему, собственно, не мог?

Прелесть ситуации заключается в том, что доказать ни одну из версий характера Сесилии мы не можем.

А можем руководствоваться только своим наитием, да.

Заинтересовавшимся картиной вот сюда можно сходить -
https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post401413316

А вот картинку ниже я считаю интернет-преступлением. Это отретушированное в сторону мимишности и няшности лицо леонардовской Сесилии - уже не сложное леонардовское творение. И сфумато здесь практически сведено на нет - все четко отграничено и выписано, исчезла аура недоговоренности и неоднозначности, свойственная Леонардо.

Отбраковывайте такие картинки! Безжалостно.



ракурс

Previous post Next post
Up