Глава Института демографии Высшей Школы Экономики профессор Вишневский предупреждает об опасности глобального миграционного взрыва, который может «зацепить» в том числе и Россию.
Статья напечатана
здесь. Она длинная, поэтому привожу ее с сокращениями.
--------------------------------------------------------------------------------
Население развивающихся стран продолжает расти быстрыми темпами. В бедных государствах много безработной молодежи, которая восприимчива к радикальным идеям.
В Европе все иначе. Самые главные тенденции - это быстрое снижение рождаемости и смертности, через которые проходят все страны. Россия в том числе.
Сейчас Россия достигла такого же уровня рождаемости, как и во всех наиболее продвинутых западноевропейских странах. У нас сейчас низкая рождаемость. Но рождаемость и должна быть низкой при низкой смертности. Воспоминания о том, что «у моей бабушки было восемь детей» обоснованы при высокой смертности. Восемь детей рождались, а потом шестеро умирали.
Все культурные и религиозные нормы веками были приспособлены к ситуации с высокой смертностью. Это традиционные ценности - много рожать. Сколько иметь детей в итоге, решали не люди, а смертность.
А сейчас установилась цивилизация низкой рождаемости. Рождается мало детей, они почти не умирают, люди живут долго, население стареет.
Мы сейчас входим в такую полосу, когда у нас будет быстро сокращаться число потенциальных родителей. В поколении родившихся в 90-е годы был провал, детей тогда рождалось мало. Число женщин уже начало сокращаться. Их сейчас значительно меньше, чем было 10 лет назад.
В 2000-е годы был подъем - это дети, рожденные в 80-е. В 90-е годы родилось мало детей, соответственно, родителей через 20 лет становится тоже мало. Образовалась яма, и эту яму нечем заполнить.
На Западе еще в 70-е годы ХХ века произошел большой сдвиг - женщины стали рожать после 25 и даже после 30 лет. Если не нужно было рожать много детей, как раньше, то не нужно и рано начинать.
В прежние времена надо было в 17-18 лет начать рожать и потом трудиться, чтобы двое детей в среднем выжили. Сейчас это не нужно, почти все дети выживают. Была еще вторая проблема - раньше родители боялись, что они не доживут, пока поставят ребенка на ноги. Сейчас этого тоже нет, родители долго живут.
Поэтому у людей образовалось некое временное пространство между взрослением и началом семейной жизни, когда они могут получить образование, добиться каких-то экономических достижений или просто пожить в свое удовольствие - перепробовать нескольких партнеров и так далее.
Поэтому брак в старом смысле откладывается, и первое рождение тоже откладывается. Вся мотивационная основа поведения людей стала другой.
Говоря о смертности, надо сказать, что в Европе она начала снижаться еще в XVIII-м веке. До России это докатилось позже. У нас снижение смертности произошло во второй половине XX-го века. В значительной степени это заслуга медицины.
У нас на протяжении длительного времени (в 1993-2013 годах) был отрицательный естественный прирост, то есть число родившихся было меньше числа умерших. В некоторые годы разница была чуть ли не в миллион человек.
Постепенно эта разница сокращалась, и в 2013 появился положительный прирост. Очень небольшой для такой страны, как Россия, но все-таки положительный.
Но на этом приросте нам удержаться не удастся. Будет нарастать число умирающих - независимо от смертности, а в силу того, что больше будет пожилых людей.
Все представления о миграции, которые сейчас существуют, примитивны. России было бы выгодно получать большое число мигрантов. Они могут заполнить эти ямы рождаемости. Но здесь есть много «но» и главное - отношение общества, которое везде, в том числе и в России, враждебно к миграции.
Есть еще одно обстоятельство. За вторую половину XX века произошел демографический взрыв, когда население мира увеличилось на 5-6 миллиардов человек. Это колоссальный рост, которого никогда не было. И скорость роста такая, какой никогда раньше не было.
Этот глобальный демографический взрыв не может не привести к миграционному взрыву. Мы сейчас видим отдельные его проявления. Но это только мелкие брызги предстоящего обвала.
Для России это тоже угроза. Взять тот же Китай. У нас огромные ресурсы, Сибирь пустая, Дальний Восток пустой, у них все переполнено.
У нас за Уралом живет меньше 30 миллионов человек. Вся эта территория пустая. Освоить ее можно только за счет привлечения большого количества мигрантов.
Все только начинается. Сегодня в мире на 1 миллиард давят 6 миллиардов, а к концу века будут давить 10 миллиардов.
Люди говорят, надо закрыть границы. Но как это сделать? Был такой русский эмигрант, полковник царского Генерального штаба Евгений Месснер, который разработал концепцию "мятежвойна". По его представлению, следующая война может иметь такой характер. Это будет не окопная война, не линия фронта и т. д. Это будет что-то вроде городских партизанских действий.
Терроризм - это тоже следствие внутренних напряжений. Мигранты приезжают сюда, им плохо, они внутренне идеологически связаны с родиной. Если им плохо, они находят поддержку в том же воинствующем исламизме. Их миллиарды. Вы можете убить кого-то, вы можете посадить тысячу человек, сто тысяч человек, но не миллиард человек.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Судя по словам профессора Вишневского, великое переселение народов только начинается…
***
СТАТЬИ НА МОЕМ САЙТЕ: Красивые туфли на каблуках. Мечта!Уличная мода. Весна 2016 Модная обувь для зрелых женщин. Стиль и комфорт