Интересный журнал о Республике Коми: Новые русские…волки

Nov 16, 2005 11:13

Несколько месяцев подряд свирепая волчья стая терроризировала жителей двух крупных лесозаготовительных поселков



Истории, похожие на те, что описывал когда-то известный натуралист Сеттон Томпсон, случаются и в наши дни. Нет-нет и среди животных появляются свои таланты, способные изумлять человека находчивостью, выдержкой и недюжинным умом, как это произошло с волчицей, возглавившей этой зимой крупную стаю серых разбойников в районе лесозаготовительного поселка Ясног.

Первыми с талантами серой Атаманши столкнулись ясногский лесничий Алексей Семин и его друг Василий Рябинин. В первый день открытия охоты на зайцев они отправились в лес с молодой русской гончей и гончаком Боем. Выжлец и выжловка всегда прекрасно работали в паре. Вот и в этот раз собаки почти сразу побудили зайца. Но в самый разгар гона обе неожиданно замолчали. "Скололись?" -- предположили хозяева. Других мыслей в голову не приходили: друзья прошли уже значительное расстояние, но ни одного волчьего следа им не попалось. Василий Рябинин пошел к оставленной на дороге машине. А Александр Семин начал тропить следы собак и вскоре наткнулся на отпечатки, рассказавшие о случившемся.

Собаки вели зайца до таежного распадка, где первая пурга намела много снега. Именно здесь их поджидала волчья стая. Увлеченную гончую, бежавшую впереди, волки в глубоком снегу растерзали в мгновенье. От нее не осталось и шерстинки. Не помог даже заговоренный ошейник, в который Семин вмонтировал обожженные в дымном порохе капсюли. Друзья говорили, что это лучше всего отпугивает волков. Ошейник найти не удалось: может, и его проглотили голодные разбойники?

-- Но где же Бой, -- сам себя спросил. По опыту Семин знал, что изз пары одна гончая обычно уходит от волков. Того времени, пока разбойники терзают товарку хватает , чтобы уйти от погони. И все-таки Александр сделал все, чтобы помочь четверногому другу, Побежав по следу, он начал стрелять в воздух, кричать.

Бой, действительно, вовремя заметил нападение на подругу и, видимо, успел притормозить. Но и ему досталось. Когда он прибежал к машине, охотники обнаружили перепуганной собаки разорванный бок.

Надо заметить, признаки появления стаи в районе Ясноге, были заметны еще прошлой весной. Именно тогда один из работников республиканского охотуправления слышал в лесу подвывку волка. Стаи тут появлялись и раньше. Но малокто мог предположить, что появление очередной обернется для жителей Яснога и Поинги месяцами страха.

Нападение на собак Семина и Рябинана стало только прологом к таежной драме. Жители поселков Ясног и Поинга не помнят ни одного года, когда бы окрестности населенных пунктов подвергались такому массированному нападению хищников, как в этот раз. Едва ли не каждую ночь в Поинге и Ясноге стали пропадать собаки. Волков на поселковых улицах видели не только водители лесовозов, выезжающие на делянки ни свет ни заря, но и домохозяйки. Хозяева одного из ясногских подворий наблюдали из окна, как в их двор, едва стемнело, ворвалась матерая волчица. Завидев зверя, суровый цепняк, выпущенный погулять, с визгом бросился в конуру. Волчица вальяжно подошла к будке, за шкирку вытащила жертву наружу и уволокла бедодалгу в лес вместе с цепью на шее.

По словам лесничего Александра Семина, в считанные недели многие ясногские охотники лишились своих гончих, лаек

-- Без помощника в лесу остались Виталий Левицкий, Владимир Волков, многие другие. А ведь подготовленная охотничья собака -- это не просто друг и помощник, это огромная материальная ценность.

По обнаруженным следам мужики установили: в окрестностях села орудует банда из восьми волков, руководида которыми Атаманша. Ее поведение опрокидывало все представления о об осторожности и боязливости этого лесного зверя.

Главный охотовед Коми республиканского общества охотников и рыболовов Владимир Турьев, пожалуй, единственный на Европейском Севере охотник, добывающий волков на подвыв. Весной, когда начинается волчьи свадьбы, он в одиночку выходит на охотничью тропу. Преследуя стаю, Турьев воет голосом молодой волчицы и часто подманивает истекающих похотью самцов на ружейный выстрел. В ходе преследования, длящегося несколько суток, охотник ночует на снегу, в окружении волчьих стай. "Никогда в моей практике не было, чтобы волки подошли к спящему ближе, чем на полсотни метров, -- рассказывает Владимир Иванович. -- Они испытывают инстинктивный страх от всего, что связано с запахом человека. Этот страх и позволяет им сохраняться как вид".

ААтаманша, напротив, каждую ночь приводила своих в поселок, обшаривала дворы, исследуя каждую мелочь, буквально из под носа людей утаскивала добычу. В Ясноге и Поинге люди поневоле стали опасаться выходить в темное время из дому. Раз волки с такой наглостью орудуют на поселковых улицах, объектом их нападения могут стать и люди.

В декабре, местные женщины обратились в Сыктывкар, к Турьеву со слезной просьбой: избавить их от опасного соседства.

Владимир Турьев перед Новым годом сколотил бригаду городских охотников. В Ясноге к бригаде присоединились местный лесник Александр Семин и ясногский егерь Александр Харлов. Исследования окрестностей, опросы местного населения показали: на счету стаи, по крайней мере, три задранных лося, 25 поселковых собак, десятки гончих, снятых прямо с гона.

Оставшиеся дни декабря бригада потратила на установку капканов в лесу. Но стая, по следу Атаманши, стая успешно обходила все ловушки. В один из дней турьевцам вроде бы улыбнулась удача: по следам удалось найти место лежки стаи. Охотники попытались обложить волков флажками. Но едва начали замыкать оклад, заметили: волчица перемахнула через флажки в одном из укромных мест. За ней ушли и остальные. Потеряв надежду взять стаю обычными методами, охотники пошли на крайность: в лесу разбросали приманки с ядом. И вновь бесполезно. Волки не обращали на отравленное мясо никакого внимания.

И тут случилось почти чудо. Ночью на подворье ясногского жителя Николая Осипова заскулила собака. Привыкший за эти месяцы держать ружье заряженным, Николай Егорович выскочил на крыльцо в одних трусах. Так и есть -- зверь терзает Жучку в метре от крыльца. Двумя выстрелами Осипов свалил волка.

Это и была Атаманша, волчица в самом расцвете сил, весом более пятидесяти килограммов. Лишившись вожака, стая погибла в считанные дни. Сначала сработал капкан. В него угодил матерый самец, судя по всему, супруг погибшей Мамаши. Вслед за тем ядовитой приманкой отравился молодой самец и две самочки. Одну из них подчистую съел белый от старости волк. И тоже умер. Оставшаяся пара ушла в неизвестном направлении.

Ушли, чтобы вернуться?

[Интересный журнал о Республике Коми] (На сайте)
Previous post Next post
Up