Доминик Веннер: жизнь и смерть «политического солдата»

Nov 22, 2013 13:28

Оригинал взят у rigort в Доминик Веннер: жизнь и смерть «политического солдата»
Недавно вышел из печати 15 номер "Вопросов национализма". Один из разделов журнала посвящен политической биографии Доминика Веннера, получившего всемирную известность после, совершенного им публичного самоубийства в мае этого года.
Ниже я помещаю свою статью о нем, опубликованную в "ВН-15". Кроме того, рекомендую прочитать перевод теоретической работы Веннера "В качестве конструктивной критики", который сделал мой товарищ Андрей Иванов.

Доминик Веннер: жизнь и смерть «политического солдата»
21 мая 2013 года у алтаря собора Парижской Богоматери покончил собой, выстрелив себе в рот из пистолета, известный французский интеллектуал, историк и публицист, Доминик Веннер. Средства массовой информации охарактеризовали самоубийство как акцию протеста против принятого накануне закона, позволяющего семьям гомосексуалистов усыновлять детей. Попутно намекали и на психическую неадекватность Веннера. На самом деле такая трактовка не соответствует действительности.
Доминик Веннер совершил свою последнюю политическую акцию, находясь, «в полном здравии ума и тела» [1]. Подготовка к ней заняла несколько месяцев: будучи главным редактором влиятельного «Нового журнала истории», Веннер заранее утвердил кандидатуру своего преемника; также он опубликовал подборку эссе, посвященную примерам героического самопожертвования в истории и самурайским традициям ритуального самоубийства. Одна из статей в этой серии была посвящена японскому писателю, актеру, драматургу, крайне правому политическому активисту Юкио Мисиме, который совершил харакири в 1970 году.
В своем предсмертном послании Веннер писал: «Я считаю, что должен пожертвовать своей собственной жизнью для того, чтобы пробудить соотечественников от летаргического сна. Я приношу в жертву то, что осталось от моей жизни в знак протеста. <…> Я восстаю против отравляющих душу ядов, против индивидуалистичных желаний, что разрывают нашу связь с корнями и традиционными формами бытия, в частности с семьёй - фундаментом нашей многотысячелетней цивилизации. Выступая в защиту идентичности каждого из народов у себя дома, я восстаю против преступного замещения нашего народа иными» [2].
Природу поступка Доминика Веннера невозможно адекватно понять без знакомства с его политической биографией.
Он родился в Париже в 1935 году в семье архитектора и свои политические убеждения отчасти унаследовал от отца. Шарль Веннер был членом лиги «Огненных крестов» [3], а затем активистом Французской народной партии, которая представляла собой интересный политический феномен характерный для межвоенной Европы. Партия была основана в 1936 году бывшими французскими коммунистами, противниками марксистского интернационализма и еврейского засилья в коммунистическом движении. Ее лидер Жак Дорио, в прошлом член ФКП и лидер «французского комсомола», стремился утвердить новую немарксистскую и националистическую форму солидарности трудящихся. Веннер-младший, в отличие от своего отца, никогда не симпатизировал социалистическим и другим эгалитарным идеям, всю жизнь оставаясь последовательным противником демократии.
Молодость Доминика Веннера пришлась на один из острейших политических кризисов в новейшей истории Франции, связанный с «алжирской проблемой». С начала 1950-х годов в Алжире, старейшей французской колонии, началась вооруженная борьба местного арабского населения за предоставление независимости. Ситуация осложнялась тем, что на его территории проживало более 1 млн этнических французов. В случае победы повстанцев этих людей, считавших себя коренными жителями Алжира, ждала смерть или изгнание. Парижское правительство постоянно колебалось, то приказывая армии форсировать наступление против арабов, то критикуя военных за жестокость и вступая в переговоры с мятежниками.
В период с 1958 по 1961 год французские офицеры в Алжире, поддержанные местным французским населением и националистами в метрополии, предприняли три безуспешные попытки организовать военный переворот. Страна находилась на грани гражданской войны. По накалу политической борьбы, в том числе вооруженной, атмосфере экзальтации и завышенных ожиданий, по горькому разочарованию, последовавшему за крушением попытки «сломать систему», период с 1954 по 1965 год сравним для французских националистов с «годами свинца» в Италии 1970-х и нашим 1993 годом.
В 17 лет, «бежав от скуки семьи и школы», Доминик Веннер поступил в военное училище, а затем добровольцем отправился воевать в Алжир. По итогам своего участия в войне он получил звание сержанта и был награжден «Крестом участника боевых действий». Еще находясь в армии, в ноябре 1955 года, Веннер познакомился с братьями Сидо, руководителями националистической организации «Молодая нация» («Jeune Nation») и тогда же принял участие в ее учредительном съезде [4]. Центральным лозунгом движения был призыв ко «Второй французской революции», которая ликвидирует республику, «старую, потасканную шлюху», и «очистит Францию от захвативших ее преступников» [5]. Неотъемлемой частью политической практики организации были регулярные акции «прямого действия» и постоянные столкновения с политическими противниками. На Доминика Веннера были возложены обязанности по организации молодежного лагеря и выпуску внутреннего бюллетеня. Но самым главным направлением его партийной деятельности была вербовка сторонников в армейских частях в Алжире. Работа в этой области шла успешно, что сразу же позволило Веннеру выдвинуться и занять место одного из лидеров «Молодой нации».


Доминик Веннер (слева, в очках). Рубеж 1950-х-1960-хВ октябре 1956 года Веннер демобилизовался из армии и вернулся в Париж, где продолжил активную партийную работу, а также постоянно принимал участие в уличных схватках. 7 ноября 1956 года он участвовал в столкновениях с коммунистами во время протеста против советского вторжения в Венгрию у штаб-квартиры ФКП, а 25 ноября 1957 - руководил атакой на посольство США, после того как Кеннеди заявил о своей поддержке независимости Алжира [6]. Эти громкие акции не только укрепили его авторитет в правой среде, но и привлекли в организацию новых сторонников. Однако «Молодая нация» получила признание не только от правой молодежи, но и от компетентных органов французского государства. В мае 1958 года движение было запрещено после того, как его активисты приняли участие в митинге в поддержку выступления военных в Алжире [7].

В конце 1950-х годов «Молодая нация» послужила своеобразной кузницей кадров для французских националистов. Через нее, и ее дочерние структуры, прошло будущих лидеров различных националистических организаций, среди которых можно назвать Алена де Бенуа, Франсуа Дюпра (один из основателей «Национального фронта»), и многих других.
После запрета практически все структуры «Молодой нации» сохранились под другими названиями. Веннер возглавил «Издательское общество Кельтского креста», которое выпускало журнал «Молодая нация», также вскоре запрещенный. Через год Пьер Сидо и Доминик Веннер попытались реанимировать объединение под новым названием - «Партия националистов». Но из-за пристального внимания спецслужб данная попытка провалилась. В январе 1960 был выписан ордер на их арест за «попытку восстановления запрещенной организации» [8]. В результате Веннер перешел на нелегальное положение. Впрочем, несмотря на это он продолжал играть активную роль в национальном движении, став одним из организаторов «Федерации студентов-националистов» (FEN; одним из ее руководителей стал Ален де Бенуа). Перу Веннера принадлежал главный теоретический документ этого объединения под названием «Манифест выпуска 1960» ("Le Manifeste de la classe 60») [9]. В нем декларировался отказ от «демократической концепции человека», которая «поставила на один уровень Марселя Бижара и дворника, Пастера и неграмотного негра из Конго, мать семейства и проститутку» [10]. Среди задач FEN были борьба с марксизмом «в университетах и школах Франции», распространение идей французского национализма, подготовка интеллектуальных кадров национального движения, интеллектуальное обеспечение борьбы за сохранение Алжира в составе Франции [11].


Параллельно с попытками продолжить легальную деятельность Доминик Веннер принимал активное участие в деятельности нелегальной, вступив вместе с частью соратников по «Молодой нации» в ОАС (OAS; «Вооруженная секретная организация»). Однако его участие в террористическом подполье оказалось недолгим. 19 апреля 1961 года Веннер был арестован [12] и в течение полутора лет находился в тюрьме. В это же время произошло событие, которое навсегда определило негативное отношение Веннера к террористическому и заговорщицкому направлению в национальном движении. По приказу одного из руководителей ОАС был расстрелян его близкий друг Марсель Леруа [13].
Подобно многим революционерам время проведенное в тюрьме Доминик Веннер посвятил теоретической работе. Он написал в заключении манифест «В качестве конструктивной критики», в котором пытался проанализировать причины поражения национального движения. В январе 1961 года во Франции прошел референдум, на котором 75% населения Франции и 69% населения Алжира высказались за предоставление независимости последнему. А через три месяца сокрушительный провал постиг попытку военного переворота, организованную частью высших офицеров в Алжире и поддержанную националистами в столице.
Под влиянием прочитанных в тюрьме Маркса, Ленина и Грамши Веннер стремился использовать практические наработки левых для построения положительной части своей программы. В своей работе Веннер признавал, что режим Пятой республики невозможно свергнуть насильственным путем. Задача националистов в другом. Они должны не только создать монолитную, дееспособную организацию, которая станет объединяющим центром будущей национальной революции (здесь Веннер следует Ленину: «Без революционной партии не может быть революции»), но и завоевать умы общества, получить поддержку в различных социальных группах, обеспечить свое постоянное присутствие на местах: в жилых микрорайонах, университетах и школах, на предприятиях.
Изложенные принципы Веннер сразу же попытался провести в жизнь. В октябре 1962 года он вышел из тюрьмы, а уже в следующем месяце зарегистрировал издательство «Сен-Жюст». В 1963 году вместе с Жаном Мабиром и Аленом де Бенуа (печатался под псевдонимом Фабрис Ларош) Веннер начал выпуск журнала «Европа-Действие» («Europe-Action»).
«

Теперь не достаточно быть антикоммунистом, антиголлистом и т.п., националисты должны научиться развивать и отстаивать позитивные принципы своей доктрины, вокруг которых могли бы объединиться погрязшие в расколах крайне правые» [14] - гласила редакционная статья в майском спецвыпуске 1963 года под заглавием «Что такое национализм?». Новое издание стремилось к развитию идей паневропейского национализма, в идеологии журнала доминировал дискурс цивилизации, расы и культуры. Как и многие другие националисты, оказавшиеся в ситуации политического поражения, Веннер не смог избежать соблазна пойти по тупиковому пути ревизии основ собственного мировоззрения. Этнический национализм был признан им недостаточным и акцент был перенесен на более перспективные, с его точки зрения, идеологические элементы. Появилась и актуальная для Веннера тема критики христианства, ответственного по его мнению за деградацию европейской цивилизации, что привело к размежеванию со многими бывшими соратниками. Новая идеологическая конструкция нуждалась в дополнительной легитимации, что закономерно привело к появлению в издании материалов, посвященных метафизике и эзотерике. За четыре года своего существования журнал определил круг тем и авторов, которые позднее, в начале 1970-х годов, положили начало движению «Новых правых».Но в 1960-х годах Веннер еще не был готов ограничится исключительно интеллектуальной деятельностью. Он предпринял попытку организовать на базе своего журнала одноименное политическое движение. Были созданы региональные комитеты объединявшие т.н. добровольцев «Europe-Action». Действующие структуры удалось создать в основном в университетских городах и на юге Франции, где было много французских беженцев из Алжира. Среди добровольцев было немало ветеранов «Молодой нации», «Федерации студентов-националистов» и членов других националистических организаций. По некоторым оценкам их число достигало 4500 человек [15]. Эти силы были привлечены к последней общенациональной попытке правых добиться успеха. На этот раз речь шла об участии в президентских выборах 1965 года. Кандидат объединенных правых, в прошлом член вишистского правительства, затем адвокат, защитник руководителей ОАС, Жан-Луи Тиксье-Винанкур набрал по итогам голосования только 5,2%. Надежда на участие в большой политике окончательно рухнула.
Последним крупным политическим проектом, в котором принял участие Доминик Веннер, была ГРЕСЕ - Группа по изучению европейской цивилизации (GRECE, Le Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne), созданная в 1969 году и сформировавшая интеллектуальное движение «Новых правых». Веннер, под псевдонимом Жюльен Лебель, вошел в число основателей ГРЕСЕ, ядро которых, как мы уже отмечали, составили авторы журнала «Европа-Действие». Но вскоре, уже к началу 1970-х годов он сворачивает всякую политическую активность и полностью посвящает себя академической работе историка.
Уход Веннера из политики пришелся на поворотную точку в истории французского национального движения. В нем на первый план вышел издавна существовавший конфликт между «правым» и «национальным», особенно актуальный для Франции в силу исторической связи правых с антиреспубликанизмом. Национализм требовал, чтобы источником легитимности движения являлась нация, народ, понимаемый как кровнородственная общность, а для правых таким источником являлась идеология. Национализм требовал, равных прав для всех членов нации, а для правых именно сословность, иерархичность общественной структуры была основополагающим принципом. Наконец, национализм подразумевал строительство политической системы, будь то партийная или корпоративная, основанной на принципе народного представительства. Для правых такое устройство общества являлось неприемлемым - только власть аристократии (крови или духа) или равной ей партии-ордена, отделенного от плебейских масс, они видели как инструмент способный привести к главной цели - революционному преобразованию современности, созданию «нового человека», укорененного в дохристианской, античной традиции.
С начала 1970-х годов во Франции произошло разделение на националистов и правых. По пути дальнейшего развития правого дискурса, поставив во главу угла принцип антиэгалитаризма, пошло движение «новых правых» во главе с ГРЕСЕ.
Следуя за Ю. Эволой, идее национального государства они, противопоставили идею наднациональной, а по сути, антинациональной, империи, состоящей из «автономных сообществ, организованных по принципу локальности на основе общих целей и разделяемых ценностей» [16]. За образец бралась Римская империя, которую А. де Бенуа называет «самым замечательным в истории человеческим творением». Этническое содержание данной империи не имело значения, важно было, чтобы политический класс был верен имперской идее. В конечном итоге торжество правых идеологем привело к перерождению «новых правых» и их окончательному разрыву с национализмом. Ныне А. де Бенуа заявляет, что «новые правые» «никогда не считали себя сугубо национальным движением» и выступает как сторонник правого мультикультурализма и «объединенной Европы, включая Ислам» [17].
Националисты пошли другим путем. Та часть правого движения для кого единство с собственным народом, а не химера языческой империи, представляло собой незыблемую ценность, в 1972 году организовала партию «Национальный фронт» [18].
Доминик Веннер не примкнул ни к одному из лагерей. В силу своих антидемократических убеждений, антихристианства и ницшеанства, он был не готов заниматься практической политикой в рамках «Национального фронта» [19], хотя его приглашали войти в руководство этой организации. Для Веннера Ле Пен был всего лишь «парнем честным, но зараженным вирусом либерализма». Постмодернистские спекуляции Алена де Бенуа ему также не были близки.
Как профессиональный историк Доминик Веннер добился много, особенно учитывая его политическое прошлое и господство левых в академической среде. С начала 1970-х и до своей смерти Веннер опубликовал более 50 книг [20]. Среди них множество исследований, посвященных истории огнестрельного оружия, несколько работ о Гражданской войне в России, в частности книга о Красной армии в 1917-1924 годах, удостоенная награды Французской академии в 1981 году. Среди других работ Веннера «Критическая история Сопротивления» во Франции, исследования по истории Гражданской войны в США, французского коллаборционизма, немецких добровольческих корпусов в Прибалтике после Первой мировой войны, биография Эрнста Юнгера.

Самоубийство Веннера не являлось ни жестом отчаяния, ни спонтанным актом. Подражая героям античности, он хотел своим поступком бросить вызов року, судьбе, высшим силам?.. Так или иначе, Доминик Веннер сделал все, чтобы в этом мире последнее слово навсегда осталось за ним.

[1] Веннер Д. Посмертное послание // http://vk.com/wall-39340950_30676.
[2] Там же.
[3] “Огненные кресты» («Croix de feu») - ветеранская лига во Франции, основанная в 1927 году. Представляла собой умеренно правое массовое движение (до 500 тыс. участников), ориентированное на традиционный католицизм и социальный реформизм в корпоративистском ключе. Запрещена правительством Народного фронта в 1936 году.
[4] Venner a sonné les cloches une dernière fois! // http://lahorde.samizdat.net/2013/05/30/dominique-venner-a-sonne-les-cloches-une-derniere-fois/
[5] Shields J.G. The Extreme Right in France. From Pétain to Le Pen. London & N.-Y., 2007. P.95.
[6] Venner a sonné les cloches une dernière fois! // http://lahorde.samizdat.net/2013/05/30/dominique-venner-a-sonne-les-cloches-une-derniere-fois/
[7] Shields J.G. The Extreme Right in France. From Pétain to Le Pen. London & N.-Y., 2007. P.97.
[8] http://www.france-politique.fr/wiki/Jeune_Nation_%28JN%29
[9] Парафраз названия одной из работ Робера Бразильяка «Письмо к солдату 1960-го года призыва» («Lettre à un soldat de la classe 60»).
[10] Shields J.G. The Extreme Right in France. From Pétain to Le Pen. London & N.-Y., 2007. P.95.
[11] Coston H. Partis, Journaux et Hommes politiques d'hier et d'aujourd'hui, numéro spécial des Lectures françaises. Paris, 1960. P. 229.
[12] http://www.france-politique.fr/wiki/Jeune_Nation_%28JN%29
[13] Venner a sonné les cloches une dernière fois! // http://lahorde.samizdat.net/2013/05/30/dominique-venner-a-sonne-les-cloches-une-derniere-fois/
[14] Shields J.G. The Extreme Right in France. From Pétain to Le Pen. London & N.-Y., 2007. P.120-121.
[15] Ibid. P.123.
[16] Цит по: Бурий Д. Пространство Европы в системе взглядов «новых правых» // Палiтычная сфера. № 8. 2007. С.69.
[17] Иванов А. «Новым правым» - тридцать лет // http://www.ateney.ru/ideologija6.htm
[18] Подробнее о политической истории «Национального фронта» см.: Васильева Н.Ю. «Национальный фронт» вчера и сегодня // Французский ежегодник. 2003. М., 2003. С. 273-290.
[19] В «Национальном фронте» сильны позиции католиков-традиционалистов.
[20] Полная библиография опубликована на личном сайте Веннера: http://www.dominiquevenner.fr/bibliographie/

политология, история, национализм

Previous post Next post
Up