Написал большой текст про Игру Престолов. Разбил на две части. Часть первая

May 31, 2019 09:11

Написал большой текст про Игру Престолов. Разбил на две части. Часть Первая
Игры Престолов
1
Попробуем подвести некоторые промежуточные итоги.
За прошедшее время уже много всего было написано, а также схлынули первые эмоции.
Как заметил на конференции про мании и магию/истории Марк Липовецкий мы испытываем похмелье после фильма.
Еще можно говорить о каком то депрессивном состоянии в которое погрузились многие поклонники сериала. Это не удивительно. Главный герой Джон Сноу в депрессии едет на Север, не удивительно, что зрители то же впадают в депрессивное состояние.
Ключевое состояние после окончания сериала, ощущение не состоявшегося катарсиса. Смертей много, а катарсиса нет.
Сериал приучил нас к неожиданностям, к неожиданным поворотам сюжета, к неожиданным смертям и открытиям. Финал сериала, также полон сюрпризов, ошарашивающих фанатов, но основное ощущение от этих ходов, это то, что сама форма неожиданного поворота отделилась от содержания и стала самодовлеющей.
От сезона к сезону, чем дальше от литературной основы, тем больше, сюжет сериала становится «уже» по охвату персонажей, по охвату социальной среды событий, и, следовательно, взаимодействий и противоречий.
Очевидно, что сценаристам было трудно и невозможно удержать, ту широту которая была в книгах Мартина. Мартин и взялся за написание саги, в том числе и потому, что она позволяла выйти за рамки сериальных ограничений. Но сейчас не важно, какие у кого были, планы, соглашения, одобрения и т.п. Важно, то, что получилось.
В последних сезонах сюжет персонифицируется, он превращается в историю движения двух героев навстречу друг другу с последующей трагедией, с неизбежной трагедией. Но дело в том, что такое движение сюжета именно в такой форме, фактически обесценивает все остальное и лишает сериал ауры.
Я регулярно читал в фейсбуке сценаристку Лилю Ким, ныне живущую в Лос-Анджелесе и работающую в Голливуде. Она интересно рассказывает о своей американской жизни, а также раскрывает логику работы киноиндустрии и специфику построения различных сюжетных линий и изменений персонажей (арок героев).
Интересно, то как она описывала и сама реагировала на выход каждой серии последнего сезона.
В целом она очень положительно отзывалась о работе сценаристов. Показателем мастерства было и растущее недовольство фанатов. Недовольство показатель не равнодушия. Если миллионы людей эмоционально переживают «неправильности» сериала, то это показатель успешности кинофраншизы . Удачная франшиза порождает свой собственный смысловой универсум и соответствующий фандом. Нормой является то, что на определенном этапе возникает конфликт между фандомом и создателями франшизы . Фандом оказывает давление и может даже повлиять на сюжет, но все же для жизни франшизы самостоятельность авторов решающий фактор. Сценаристы должны последовательно проводить «арки характеров» и не вестись на ожидания «толпы».
Третья серия Битвы с мертвецами вызвала массовое недовольство зрителей. «Темно и ничего не видно». Множество «боевых эпизодов» к которым «военные эксперты» предъявляли претензии. Неожиданным для многих оказалась и само стремительное исчезновение армии мертвецов как игрока сериала. Выяснилось, что Король Ночи совсем не главный противник в сериале. Он не главный герой, а служебный (филер, наполнитель) служащий только для того, чтобы нагнетать эмоции. Каким образом эти темы предполагается решать самим Мартином в книгах можно только гадать. Очевидно, что должна быть содержательная связь между магией, мертвецами и событиями внутри отношений главных героев, но создателям сериала пришлось эту связь разорвать, оставив только механическую привязку одного сериала про зомби к другому сериалу про динамику отношений «людей» друг с другом.
Лиля Ким в отличие от неудовлетворенных фанатов с восторгом приняла третью серию. Мастерски сделанная в подаче саспенса. Я тут с ней солидарен. Серия совсем не про структуру битвы. Она про «Ужасное» и про возможность или невозможность контакта с ним. И как я писал, тот факт, что Короля Ночи убивает именно Арья в конкретном месте у Чардрева в конкретной ситуации высшего напряжения (и смешение всех границ и правил реальности) отсылает к ритуальным структурам отношения с Ужасным, Сакральным, Травматическим. Однако у этой темы должно быть развитие, а сериал все оборвал.
Лиля Ким устав от неудовлетворенных фанатов и «специалистов в кинематографе» объявила, что будет банить всех критикующих сериал.
Для меня было полной неожиданностью, когда я обнаружил, что не могу войти в ее ленту. Я с ней не френдился, просто заходил в аккаунт. Не комментировал, и не выражал недовольства. Наоборот, мне нравилось, то как она анализирует. Но один раз я дал ссылку на ее аккаунт с комментарием, что вот есть пример интересного анализа. В итоге попал под горячую руку ( и не могу здесь дать на нее ссылку ). Хотя возможно эта горячая рука все-таки связанна и с тем, что Лиля чувствовала возрастающее напряжение в восприятии сериала зрителями, и стала выстраивать СТЕНУ, не особо разбираясь, кто и что пишет.
Показательно, что после следующих эпизодов отношение к сериалу у нее стало меняться. Прошел своеобразный цикл. Первоначально она столкнулась с очень сильной негативной реакцией на происходящее в сериале уже не от абстрактных фейсбучных хейтеров, а от членов своей семьи. А финальная серия вызвала и личное сильное разочарование.
Повторюсь, формальная игра сценаристов в эффектную схему оторвалась не просто от ожиданий зрителей, но и логики ПОСТЕПЕННОГО развития ситуаций и характеров (не хватило серий) и логики связывания концов.
Сериал закончился, но завис в неопределенности. Это такой не завершенный половой акт. Задержался и отложился на неопределенное время и ощущение, что все не так.
Игры Престолов продолжение (2)
КАТАРСИС и СЕРИАЛ
Поговорим о катарсисе и природе сериальности с его феноменом ОТЛОЖЕННОСТИ.
Кинематограф, театр, роман и др художественные формы восходят первоначальным мифоритуальным формам. Миф и соответствующий ритуал повествует о первоначале следовательно о рождении и обновлении. Жертва и жертвенный обмен составляют сердцевину ритуала. Аристотелевский катарсис (сопереживание зрителей гибели героя и последующее очищение души) наследует ритуальным жертвоприношениям посредством которых социум поддерживает себя в течении смены времен и способ обновления. Дети сменяют отцов, старое уходит новое рождается, конфликты ищут форму для разрешения. Драматизм переживания обеспечивается тем, что жертва происходит «всерьез», не «понарошку» участник ритуала реально эмоционально переживают смерть и новое рождение.
Не будем восстанавливать весь ход мировой культуры и искусства, сошлемся на «Звездные войны». Известно, что создатель саги Лукас много общался с Дж. Кембелом автором постюнгианской мифоритуальной концепции «Тысячаликого героя». И все отношения «Люк, я твой отец!» и последующие поединки и обмены благородством и прочее отсылают к базовым мифологическим сюжетам.
Однако современная культура вытесняет смерть и символический обмен простой циркуляцией знаков(Бодрийяр). Суровые мифы превращаются в добрые сказки. Переживание Трагического замещается щекотанием нервов. Ритуальное обновление и начало нового цикла замещается сериальным ПРОДЛЕНИЕМ.
Ритуал воспроизводится это цикл. Но для эффективности каждый ритуал должен быть последним и окончательным. И каждый раз когда зритель просматривает «Звездные войны» или «Иронию Судьбы» то он заново переживает ритуальную смерть и новое рождение героев и соответствующего социума.
Но когда в современной культуре появляются продолжение «Иронии Судьбы» или продолжение «Звездных войн», то это обесценивает и выхолащивает (кастрирует) первоначальную мифоритуальную структуру получается, что ТАМ в начале решение было не окончательным. Цикл был не полноценным. Получающийся сериал эксплуатирует первичную энергию мифа, «растягивает» ее. Жвачка вместо еды, но на долго.
Что произошло в «Игре Престолов»? Я писал, что Джон Сноу не может выжить. Он подобен Снегурочке, результат союза Льда и Пламени. Он живой мертвец. Его убивают несколько раз. Один раз ножом братья ночного дозора, один раз в битве бастардов, а съемки показывают его фактическую смерть и новое рождение, и потом он тонет в битве с мертвецами. Приключения Джона Сноу это типичное путешествие скрытого царя, который собирает силы и магию Неба, Земли, Огня, Воды и соответствующих им социальных сил. Он такое интегральное целое. Его перерождения подразумевают космическую миссию держать Универсум. И восстановив Универсум он должен уступить мир обычным людям. Людям которые создадут памятники и ритуалы и с их помощью будут поддерживать этот Универсум.
Также я писал, что Арья не может выжить. Она служительница бога смерти, она убийца, собственно она и ничего не знает кроме смерти. Она откололась от семьи, потеряла лютоволка и выступает такой неприкаянной душой. Именно эта приближенность к смерти делает Арью тем персонажем который может убить Короля Ночи. Но причастность к смерти не дает жизни. Опять таки в течении своих приключений она получает рану в живот после которой падает в канал. В книге Мартина есть эпизод в котором Пес (Сандор Клиган), объясняет Арье, что раненный ею в живот человек не выживет. Но сама Арья в сериале выживает после такого ранения. Это явно знак ее особой роли. Но если все это пропустить как делают в конце концов сценаристы саги, то все содержание выхолащивается, опустошается.
Мои предсказания не сбылись. Сценаристы просто разорвали магическую часть сюжета и часть о внутри семейных разборках. Правда, им пришлось найти промежуточное решение. Джона отправляют на Север, а Арью на Запад. По сути это заместители смерти. На юридическом уровне ссылка в ночной дозор это гражданская смерть, на мифологическом уровне путешествие на Север это путешествие в страну мертвых. В скандинавской мифологии великанша Hell правительница царства мертвых, расположенного одновременно и на севере и в других подобных местах. Go to Hell и Go to North, а заодно и Go to Siberia это примерно одно и тоже с тем когда кого то матом посылают. И странствия Арьи это также субститут смерти. Ее можно сравнить с Одиссеем. Одиссей не может вернуться домой. Он вечный странник. Возвращение Одиссея на Итаку (Одиссея) это только фрагмент его бесконечных путешествий. В конце концов, он должен погибнуть от руки своего собственного сына Телегона от нимфы Цирцеи.
Только в случае превращения мифа в (возобновляемый) телесериал вся история превращается в жвачку дурной бесконечности. Можно играть с Арьей, Севером, Драконом сколько угодно.

тропы, art, фильмы, нарратив, история

Previous post Next post
Up