по поводу Kill Bill

Jan 02, 2017 21:33

Kill Bill элементы
(об актуальном)
Обсуждали тему рождения, материнства отцовства. Я вспомнил "Kill Bill".
Не все собеседники видели фильм, а некоторые только первую часть. Прозвучала мысль, что это фильм про то, что женщина хочет убить отца своего ребёнка. Но ведь это не про это. Я уже как то описывал несколько лет тому назад, некоторые структурные особенности фильма. Сейчас повторюсь с добавления ми.
Начнем с банального.
Героиня Умы Турман не охотиться за отцом своего ребёнка, она охотиться за убийцей своего ребёнка.
Сюжет фильма это цикл. Он начинается со сцены в которой героиня лежит на полу и рыдает и заканчивается почти такой же сценой.
Фильм обыгрывает киношные и фольклорный штампы и поэтому наиболее наглядно демонстрирует архаические, архетипический структуры.
По сути, фильм о том, как Убийца киллер становиться матерью.
В современном обывательском мире распространен сюжет о том, что под личиной простого мещанина скрывается супер агент калибра Щварценегера. Или про то, что простая семейная пара Мистера и Миссис Смит оказывается брутальными "Бредом Питтом и Анджелиной Джоли". Но Тарантино все выворачивает наизнанку. В его мире что бы стать "нормальным человеком" надо пройти испытание.
Героиня фильма проходит ритуальное испытание, точнее целый цикл испытаний.
В начале сюжета у неё нет имени. Она "Невеста". Затем она оказывается "Чёрной Мамбой". Это кодовое имя претендуют на выражение её сущности как киллера. Пережив череду смертей и возрождений она "получает"(сюжет открывает) свое настоящее имя Беатрикс Киддо. И уже с этим именем идёт на последнее испытание. Но его ещё надо пройти.
"Невеста " умирает несколько раз. В начале фильма её убивает Билл, затем её убивает и хоронит брат Билла Бадд. И наконец, последнее испытание "лицом к лицу" начинается с того, что Беатрикс Киддо падает от выстрелов игрушечного пистолета собственной дочери. Понятно, что все эти смерти носят ритуальный характер. Но в чем смысл ритуала?
Одна из функций ритуала коммуникация между мирами, которые не могут встретиться "лицом к лицу". Ритуал это опосредование, проводник, перевод из одного качества в другое. Там где прямой контакт разрушителен (встреча с Реальным у Р. Барта).
И вот "Невеста " проходит последовательно сюжетные ступеньки превращения. Превращается из личинки в куколку и бабочку.
Какой смысл тогда в её поединках с отрядом «змей убийц»? Это также типичный ритуальный процесс инициации и освоения Универсума. В фольклорных текстах герой отправлять в путешествие инициации встречает либо череду героев помощников обладающих особыми качествами, либо побеждает различных промежуточных противников обладающих этими качествами и таким образом их осваивает и присваивает , а также становится готовым к главному испытанию. Герои помощники или противники отвечают за различные сферы мира (стихии) и способы освоения мира.
По сюжету "Невеста" первой встречается с Вернитой Грин. Хронология фильма сознательно вывернута, что бы заострить этот момент. В первом эпизоде она встречается, со своей антитезой -Матерью, с тем кем она не стала и не может стать!
Следующий поединок - встреча с О Рен ( хотя по хронологии он первый) это преодоление и переход через идентичность Убийцы. Не случайно ему предшествует ритуальное получение меча от Хаттори Ханзо, а сам поединок это и оргия смертельного танца и обязательная формульности "самурайской" схватки и взаимного признания.
А вот поединок с Баддом "Невеста" проигрывает, точнее он не состоялся как прямой поединок. Она не может у него выиграть и строго говоря, даже само сражение с ним для неё невозможно. Бадд выигрывает у неё хитростью и хоронит живую в гробу (ритуальная смерть). Кто такой Бадд? Это персонаж низового (подземного) мира, собственно мира смерти. Он лжет (лжет своему брату, что продал меч)смерти, он работает на задворках "нормального мира" в стриптиз баре и там его заставляют убирать разлившиеся нечистоты. Он торгует мечом героини Умы Турман. И что самое главное он хоронит "Невесту". Собственно в этом и состоит его ритуальная миссия. Похоронить, отправить в "тот мир". Это путешествие в Подземное царство необходимый элемент Пути. Структурно оно оказывается матрешкой из нескольких ритуальных фаз. "Похороны" сюжетно переходят в эпизод с обучением героини у мастера Пэй Мэйя. Путешествие к Мастеру это также типичный сюжет инициации в котором персонаж должен переводиться и освоить Силы (Мира, Рода, Универсума). Чёрная Мамба с помощью того, что получила от Пэй Мэя выбирается из могилы и таким образом перерождается (становиться джедаем и Гендальфем Белым) и получает имя (по сюжету) Беатрикс Киддо. Показательно то, что происходит с Баддом. Беатрикс не может с ним встретиться напрямую, и его гибель вызывается чередом опосредований. Бадд гибнет не в поединке, а в результате обманной сделки. Сделку осуществляет Элли Драйвер, которая является по сути двойником Чёрной Мамбы (Беатрикс), и она подкладывает Бадду в чемодан с деньгами смертоносную змею Чёрную Мамбу от укуса которой тот и умирает. Мы видим как ритуально-символические формы выстраивают границы опосредований между разными сферам и обеспечивают движение внутри этих форм.
Следующий эпизод обозначен как "Элли и я". Беатрикс Киддо обрела свое Я вступает в поединок со своим двойником. Если с Вернитой Грин они были антитезой в плане начала движения сюжета, то с Элли это антитеза преодоления. Выход за пределы маски и обретение нового качества. Элли блондинка как и Беатрикс, у неё также эмоционально окрашенные отношения с Биллом. Она ннавидит Беатрикс, но в тоже время уважает её как война. И она также проходила обучение у Пэй Мэйя. Но Беатрикс выдержала испытание Пэй Мэем, а Элли нет. Нарушение ритуала ведёт к смешению порядков и разрушению. Элли лишается глаза, но отравляет Пэй Мэя. Она двойник с изъяном располагающийся ближе низового миру Бадда. И с нею не возможен открытый поединок как с О-Рен. Беатрикс дублирует Пэй Мэя, вырывает глаз у Элли, но оставляет её живой и таким образом опосредует, отделяется и преодолевает мир смерти и себя как киллера.
После этого она готова к встречи с Биллом. Это новое качество и новый Вызов. Кто такой Билл. В Универсуме Беатрикс он одно из личин Порядка Мира. Он связывает и координирует различные сферы мира воплощенные Смертоносными Гадюками (как кольцо всевластья координирует и контролирует мир Средиземья Толкиена). Для Беатрикс это же самое можно сформулировать как то, что Билл является для неё фигурой Отца. В преддверии Кровавой Свадьбы она так и представляет Билла своему не состоявшемуся мужу: - Это мой Отец!
И основной конфликт фильма это по сути конфликт бунта против воли Отца контролирующего Универсум и требующего и подчинения и любви. Допрос с сывороткой правды это тема счета за "предательство" Беатрикс "бескорыстной любви".
Беременность Беатрикс это Вызов новой жизни. Попытка выйти из подконтроля любящего Отца приводит к Кровавой Свадьбе. И запускает весь цикл движения от Чёрной Мамбы/Невесты к Беатрикс Киддо. Теперь уже пройдя все предварительные испытания она готова к встречи "Лицом к Лицу". Однако как уже говорилось выше это оказывается процессом требующий новых опосредований, новых ритуально-символические действий для преодоления испытанием.
Проводник, охранник входа в другой мир должен указать путь. Роль Бабы Яги с клубком указывающим дорогу выполняет старый сутенер в отставке. Но и прибыв на место Беатрикс должна сначала ритуально изобразить смерть, что бы контакт оказался возможным.
Когда она оказывается в "Том мире", то новый Вызов заключается в том, что фигура Отца приобретает сложный характер. Она расщепляется и оказывается обладающей собственной динамикой.
Билл это символический Отец для Беатрикс и он же реальный отец её дочки. Он убийца и в том, числе тот, кто устроил Кровавую Свадьбу. Но он же и тот, кто представляет Беатрикс дочери как мать. Встреча с ним это и встреча бывшей «Невесты» с дочерью и превращение в Мать. Получается сложный клубок связей. Распутывается он путем разделения сегментов и маркировкой границ.
Признание Беатрикс матерью и укладывали дочери в спальне. Испытание сывороткой правды и поединок который ритуально маскируется фразой о неоконченном деле.
Беатрикс побеждает в поединке потому, что Билл это только одна из личин Отца, а не собственно Универсум. Меч Хаттори Ханой символический посредник выхода за пределы этого Универсума, и таким же посредником является прием "пяти пальцев" которым обучал её Пэй Мэй. Пэй Мэй дополнительная отцовская фигура обеспечивающая динамику отношений.
Элли убивает Пэй Мэя, а Беатрикс Билла.
Беатрикс лежит на полу и плачет, в соседней комнате её дочь. Цикл пройден.
Плач маркер границы.

art, фильмы, ритуал, нарратив

Previous post Next post
Up