Click to view
Было далеко за полночь. Доктор Иван Иванович Гаврилов сидел у себя в кабинете за столом, на котором стояла так и нетронутая рюмка коньяка. Его дежурство давно закончилось, но он не мог заставить себя пойти домой. За окном крупными хлопьями падал снег. Чудовищная усталость навалилась так, что он даже не знал, чего он больше хочет: выпить или рухнуть на диван прямо в кабинете. И то и другое он позволить себе не мог. Едва он протягивал руку к рюмке, как тут же она начинала предательски дрожать, а при попытке встать ноги отказывались слушаться, и велика была вероятность свалиться прямо посреди кабинета, так и не дойдя до дивана. Он тупо сидел уже третий час и вспоминал.
В памяти проплывали эпизоды из его жизни. Беззаботное советское детство, такая же бесшабашная юность, учёба в институте. Затем ранняя женитьба, контракт молодого медика в армию, его мотание по горячим точкам, где он вдоволь надышался запахом пороха и крови… Жена не уберегла ребёнка, и Гаврилов не смог дальше с ней жить. Оставшись один, он снова пошёл переучиваться в этот раз на детского кардиолога. Судьба свела его с Леонидом Рошалем. Тот явно симпатизировал военно-полевому медику и оказывал ему своё покровительство. Именно с лёгкой руки профессора Иван был отправлен в Казань осваивать новейшие современные методы хирургии. И надо сказать доктор не дал повода усомниться Рошалю в способностях своего протеже. Нынешним летом неугомонный наставник прислал в районную больницу новейшую аппаратуру для щадящих операций на сердце, но Гаврилов долго не хотел ею воспользоваться. Не то, чтобы боялся, а как-то не было особого случая, хотя пару операций на открытом сердце он всё-таки сделал. И обе удачно!
Он прекрасно знал, что у каждого хирурга есть своё кладбище, но его личное пока пустовало. Конечно, там на войне люди тоже умирали, но это когда многие врачи и не взялись бы вообще за безнадёжную операцию, там Иван Иванович боролся до конца, даже если шансы были один на тысячу.
В этот раз тянуть было нельзя. Тромб мог оторваться в любую минуту.
Ребёнка привезла «скорая» во время дежурства Гаврилова. Казалось, что девочка просто мирно спит. Именно так и подумали её родители, а потому и не тревожились. Однако, время шло, а ребёнок не просыпался. Её будили, тормошили, но реакция девочки была вялая и заторможенная. Пришлось вызывать «скорую»! Врачи тоже не сразу смогли понять причину. Замеряли давление, изучали сердечные ритмы, делали МРТ… Вроде бы всё в норме. Наконец Гаврилов, уже потерявший всякую надежду, обратился за помощью к коллегам и собрал видеоконсилиум. Многие предлагали уже испробованные методы диагностики, другие растерянно молчали…. И только старичок-невролог из глухой провинции предложил рентген головного мозга. Хуже всё равно быть уже не могло, и Иван Иванович положил «Спящую красавицу» под аппаратуру, подаренную профессором Рошалем. Результат превзошёл все ожидания и одновременно привёл врачей в ужас. В одной из крупных артерий мозга застрял большой тромб, и кровь непонятно каким образом, но в небольших количествах ещё проходила к остальным участкам мозга.
Видя замешательство Гаврилова, Рошаль воскликнул:
- В чём дело, Иван? Ты же уже работал на этом оборудовании?!
- Леонид Михайлович, это же были операции на сердце, а тут мозг!
- А операции, что на войне делал, ты тоже раньше проводил? Давай, Иван без разговоров, времени нет!
Ох, как же было тяжело держать в руках эту проволочку чуть толще человеческого волоса! На экране зонд продвигался едва заметно. Прошёл через сердце, вошёл в мозг, достиг тромба. Несколько попыток обойти его были неудачны.
- Попробуй вращать его! - раздался голос старичка из провинции.
Попробовал - получилось! Ну теперь пора! Раскрыв зонд, Гаврилов убедился в прочности установки и вытащил контактор.
- Машенька, подавай плазмин, - Гаврилов на трясущихся ногах отправился в кабинет.
Из раздумий его вывел звонок Машеньки.
- Ну, как там наша спящая красавица?
- Иван Иванович, Аврора сама проснулась!
- Какая Аврора?
- Так сегодняшнею девочку зовут.
Гаврилов уже уверенно поднял рюмку и вылил коньяк себе в рот. Затем подошёл к подоконнику, взял стакан, из которого поливают цветы, и наполнил его до краёв. Не спеша, с чувством, маленькими глоточками выпил весь и лёг на диван. Он проснулся от того, что кто-то тряс его за плечо. За окном было по-прежнему темно.
- Иван Иванович, проснитесь! Вы на концерт пойдёте?
- Какой концерт? Зачем разбудили, ведь только прилёг!
- Да вы же почти сутки проспали! Сегодня Новый Год!
- Как там спящая красавица?
- С Авророй всё хорошо, показатели в норме, самочувствие отличное. Там артисты из областной филармонии в красном уголке перед детишками выступают.
- Пойду гляну пожалуй.
Концерт уже подходил к концу, когда Машенька вывела на сцену девочку.
- А теперь Аврора хочет для вас спеть
Когда песня закончилась, доктор Гаврилов уже спал, сидя прямо в кресле….