"Древнее святилище у Сувантоярви" или "Как продают нашу историю."

Sep 25, 2012 12:56

Оригинал взят у esgal в "Древнее святилище у Сувантоярви" или "Как продают нашу историю."

Сейчас эту деревню называют Ольховка, она расположена на высокой террасе над Суходольским озером и для большинства людей представляет интерес только как место, где можно было бы приобрести дачку. А во времена, когда озеро называлось Сувантоярви, деревня была Лапинлахти (Лапландский залив), название это отсылает к еще более древним временам, когда на ладожских берегах жили саамы, "лопь ладожская", - народ, исчезнувший из этих мест еще до времен Петра 1.

Поэтому неудивительно, что однажды в 20-е годы прошлого века местный крестьянин при вспашке поля вывернул из земли такое, что тут же попало в Национальный музей Хельсинки. Находки отнесли ко времени раннего железного века. (За десять лет до того финские археологи уже побывали в Лапинлахти, но тогда они раскопали лишь раннехристианские захоронения.) Основательно за изучение древностей финны взялись в 1938 году, находки встречались едва не в каждом дворе. По обе стороны от Лапинлахти располагались могильники, селища, курганы, непонятного назначения каменные насыпи, и все это складывалось в огромный комплекс из территорий, предназначенных для жизни, для смерти и, видимо, для связи между этими сферами. Потому что ученые до сих пор не знают, какой цели служили камни, именуемые "чашечниками", и, как правило, относят их к культовым. Но завершить исследования им не пришлось: Финская война изгнала из этих мест и археологов и трудолюбивых крестьян, что бережно заботились о древней земле. Потом козырное место заселили русскими, как положено организовали колхоз, и наконец, чтобы полностью уничтожить память об изначальных корнях, переименовали деревню в одну из бесконечных бесцветных Ольховок

Советские археологи тоже покопали здесь. Именно им достался уникальный комплекс железного века и средневековья, его изучали и описывали А.В.Курбатов, В.А.Лапшин, в начале 80-х здесь работал А.И.Сакса. В трудах археологов отмечены 24 памятника, окружающих современную деревню. Вернее, окружавших еще до недавних времен, потому что вся восточная окрестность теперь перепахана, размечена на участки и активно продается. Кое-где уже выстроены дома вездесущих дачников. Вот "повезет" тем, кто отхватит куски на месте древних могильников! Впрочем, потребители не беспокоятся: неведение - великая сила. А невежество еще более разрушительно.

К северо-западу же от Ольховки еще можно увидеть уникальнейший памятник: культовый комплекс, протянувшийся почти на 2 км по верхней террасе вдоль Сувантоярви. В сухом описании археологов говорится о двух "скоплениях ритуальных каменных куч" и о 8 "культовых камнях" - чашечниках. Чашечники хорошо известны по Северо-Западу: есть в Финляндии и Эстонии, есть непроверенные сведения о находках в Тверской Карелии (где со шведских времен проживают потомки беженцев из Ингерманландской губернии), но собрание памятников такого масштаба - далеко не рядовое явление даже за рубежом. А для нынешней России это просто уникальный объект.

Много фотографий:

на берегу Сувантоярви:


"ритуальные каменные кучи" - в дальней части комплекса:








А это элементы из ближнего к деревне "скопления ритуальных каменных куч" как они выглядят по весне. Летом все зарастает высокой травой.:




Камни-чашечники.
Возможно, это главный камень комплекса, он находится в центре первого "скопления", на нем 6 четко выраженных "чашек":




Этот камень почему-то в археологическое описание не попал, хотя на нем имеется петроглиф в виде выбитой "сетки", который можно разглядеть даже на фотографии. Подобные петроглифы хорошо известны в Эстонии, там с такими камнями связывают народные предания.


Еще один могучий камень - один на все большое поле - возвышающийся над травой.


На нем 9 выемок и в его вершину вплавился и окаменел уголек - свидетельство огненных ритуалов предков. Огонек на его вершине смотрится родным и абсолютно уместным.


Этот артефакт лежит сразу же за околицей на склоне оврага. На нем 7 чашек.


А вот этот - на дальнем поле, за ним начинается лес, в котором расположено дальнее "скопление каменных куч", его мы уже видели. 4 чашки.


Вот этот красавец - наша добыча. В археологическом описании его нет! (Возможно потому что в давние времена он был сдвинут с родного места и сейчас находится в зарослях среди убранных с поля камней.) Сколько на нем выемок, можете посчитать сами.




Эта находка показывает, что страницу изучения комплекса пока закрывать рано. Окрестные леса и лесополосы могут скрывать еще не одну тайну.

Как раз посередь "скоплений куч" когда-то были хутора, до сих пор можно наблюдать остатки фундаментов или стен, ямы погребов и непонятно зачем выложенные камни. Финны хозяйничали аккуратно: после них большая часть комплекса осталась непотревоженной.

Развалины домика среди первого "скопления":


А это останки человеческого жилья в районе второго:




Назначение же и возраст этой конструкции мне понять не удалось:


Впрочем, это финские крестьяне были бережливы и осторожны, они помнили, что хозяйничают на своей земле, которую получили от предков и передадут потомкам. Нынешние дачники такими материями не заморачиваются. Это печально, потому что не равна нулю вероятность, что комплекс в Ольховке доживает последние несколько лет.

продолжение следует
в статье использованы фотографии автора и его друзей

Краеведение, археология, Карельский перешеек, под угрозой

Previous post Next post
Up