(no subject)

Mar 16, 2021 18:20


 Этот пост - комментарий к посту https://sokura.livejournal.com/ от 16.03. 21 г. Сам текст был написан несколько лет назад по шуточному поводу.

Моя интерпретация «Колобка»

Жил-был Колобок (См., например[1]).

Место действия - центральная часть русской равнины.

Время действия - рубеж бронзового и железного веков энеолита, развитая земледельческая культура (типа трипольской), характеризуемая архаичным язычеством с сильно развитыми элементами анимизма.

Не важно, по чьему замыслу Колобок был спроектирован, и по какой технологии создан. Важно, что его творец, то ли умышленно, то ли по недосмотру, вдохнул в него и сознание, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Наличие этого самого атрибута и подвигнуло Колобка на его первый осмысленный поступок - прыжок с подоконника, на котором он проходил последнюю стадию технологической обработки, и последующее качение по дорожке, куда глаза глядят.

Основным побудительным мотивом к созданию Колобка послужило чувство голода, хорошо знакомое многим, жившим в тот исторический период. Судя по всему, Колобок был создан в начале лета, когда запасы зерна и муки прошлогоднего урожая закончились.

Из этого побудительного мотива непреложно следует вывод о Высокой Миссии Колобка, предназначенной для него творцом, а именно - быть съеденным дедом и бабкой. Как известно [1], эта Миссия оказалась невыполнимой.



Колобок, обладая сознанием, а значит, и свободой Поступка (естественно, в рамках его ограниченных физических возможностей), выбрал себе иную судьбу. То ли не вполне, по своей молодости, осознавая всю высоту своей Миссии, то ли жалея свою молодую жизнь, возможно, вгорячах, не успев остыть, он сделал то, что сделал. Впоследствии, много чего пережив, возмужав и накопив богатый жизненный опыт, он временами испытывал сомнения в правильности этого своего первого решительного поступка, в корне изменившего всю его жизнь. С другой стороны, этот, в какой-то мере безрассудный, шаг позволил ему не только прожить долгую (по меркам колобков), яркую, полную захватывающих приключений жизнь, но и в борьбе с постоянно нарастающими проблемами (сегодня мы назвали бы это вызовами времени) развить своё сознание и превратиться в Личность, осознавшую в полной мере своё Предназначение.

Первоисточник не даёт нам сведений, почему Колобок не вернулся к деду с бабкой для выполнения Миссии. Возможно, к тому времени дед с бабкой уже умерли, что в те далёкие времена было делом обыденным. Судя по антропологическим данным о средней продолжительности жизни в рассматриваемый исторический период, редкие обыватели доживали до обретения статуса деда (бабки). И не способствовал ли уход Колобка в критический момент их безвременной кончине? А, может быть, странствия завели Колобка так далеко от родного дома, что он не смог отыскать обратной дороги? Вспомним, что в те времена GPS-навигаторы ещё не получили широкого распространения, леса были не в пример гуще, а дорог меньше.

Как бы то ни было, наступил переломный момент в жизни Колобка, когда он, умудрённый богатым опытом, глубокими размышлениями о смысле жизни, осознавший свою Миссию (а это даётся далеко не каждому философу и в наш просвещённый век), оказался лишенным конкретной жизненной цели. Деда с бабкой нет, а надо быть съеденным.

На извилистом (ну-ка, попробуйте найти прямую тропинку в наших краях!) жизненном пути Колобку встречались многие сомнительные личности, изъявлявшие желание съесть его. Мне кажется, Колобок совершенно правильно не соглашался с ними, не будучи морально готов к этому решающему акту. Но наступил момент, когда он созрел и САМ захотел сделать свой ВЫБОР

Конечно, в своих скитаниях он не раз замечал, близко ли, далеко ли, Лису, и, наверняка, отмечал её красоту, грациозность и ум, выгодно отличавшие её от прочих обитателей лесов и полей. И перебирая кандидатов на выполнение своей Миссии, Колобок, естественно, остановился именно на Лисе. И тут же целенаправленно отправился на её поиски. Конечно, он великолепно знал все места её охоты и отдыха. Прямая встреча не замедлила состояться. Лиса весьма благосклонно выслушала традиционную песенку Колобка («заученную вхруст», как сказал поэт) и даже попросила повторить её «на бис». Колобок был на вершине…

И вот тут-то автор настоящего исследования должен заявить о своём решительном несогласии с известным в наше время концом сказки. Что значит: «Ам, и съела!»? Слишком очевидно, чересчур тривиально! Очень похоже на «happy end» по набившим оскомину голливудским рецептам. И Миссия вроде бы выполнена и обывательская мораль налицо. Дескать, вольнодумство Колобка не избежало наказания! Мелковато.… Это всё равно, как если бы Синедрион посадил гражданина Иешуа Га-Ноцри на 15 суток за нарушение общественного порядка в славном городе Ершалаиме. Я думаю, при таком раскладе христианство никогда бы не вышло за пределы кружка рыболовов-любителей на Генисаретском озере 20-30 гг. от Р.Х.

Складывается впечатление, что конец сказки о Колобке был сознательно переделан министерством пропаганды Византийской империи в период насаждения христианства на славянской территории. Попроще, поглупее, а то ишь какие умные язычники образовались!

В связи с вышесказанным, автор предлагает свой вариант окончания рассматриваемой сказки, который кажется ему значительно более соответствующим загадочной праславянской душе, расцветшей уже в те далёкие времена энеолита где-то в верховьях Днепра, Волги и их притоков.

Итак, Колобок был на вершине.…Но Лиса не съела его. Прежде чем отвалить, она наговорила ему кучу любезностей, из которых ошеломлённый, полностью готовый к жертве Колобок, по прошествии довольно длительного времени, в течение которого он приходил в себя, извлёк не самую лестную для себя информацию: «Фи, подкатываются тут всякие! А сам весь в пыли, хвоинках, травинках извалялся. Заплесневел, зачерствел. Бомж какой-то! Очень надо!»

Миссия провалилась. Облом-с. Вот это трагедия! Это не какой-то там Софокл, и даже не Шекспир, это уровень гётевского Фауста - трагедия мыслящей Личности, осознавшей своё Предназначение и лишённой возможности реализовать его!

Вот истинная глубина величайшего драматургического произведения наших предков, современников цивилизаций древнего Египта и Вавилона.

Читатель приглашается к раздумьям о других возможных альтернативах судьбы нашего эпического персонажа.

Литература:

[1] - Народные сказки А.Н.Афанасьева, М.,Наука, 1984 г.

Previous post Next post
Up