Записка тридать девятая: о зимних развлечениях, невских «рикшах» и первом фигуристе

Apr 18, 2017 13:47

Первые катки появились в Петербурге в первые же годы после его основания: Пётр I был большим любителем подобного рода «заморских увеселений» и, по слухам, считал коньки весьма полезным занятием. После смерти императора голландскую забаву предали забвению до пушкинских времён: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд,» - читаем мы в «Евгении Онегине». Тем не менее, вплоть до второй половины XIX века городские катки были немногочисленны и по преимуществу имели статус «закрытых»: доступ к ним имели лишь представители высших сословий. Так, самым «великосветским» был Таврический сад, завсегдатаями которого с 1840-х годов были великие князья Николай, Михаил и Константин (дети Николая I), их друзья и воспитатели. Нередкими гостями были и будущий император, цесаревич Александр, и его сестра, великая княжна Ольга. Таврический каток по понятным причинам находился под особым надзором полиции и попасть на него можно было лишь по абонементам, выдачей которых заведовала Канцелярия Императорского двора.

Позже появился каток в саду Аничкова дворца, в Гатчинском парке (где в детстве учился стоять на коньках Николай II), а в 1865 году в Юсуповском саду открылся первый общественный каток, пользовавшийся невероятной популярностью и ставший одним из традиционных мест зимних народных гуляний в праздничные даты. Постепенно городских катков становилось всё больше, участки Фонтанки, Мойки и каналов расчищались всё активнее, а высшим пилотажем в среде конькобежцев-любителей, по свидетельству современников, считались пробеги от устья Невы до Кронштадта. При всей массовости, организация и содержание катков были подчинены официальным правилам, утверждаемым на уровне градоначальника: каждое ледовое поле охранялось дежурными, рядом был в обязательном порядке организован буфет и небольшой отапливаемый павильон для отдыха публики, не допускались лица в нетрезвом виде, равно как и запрещалось употребление спиртного на самом катке.

С конца 1890-х годов на Неве стали появляться особые ледовые дорожки: от берега до берега расчищалась полоса льда шириной в несколько метров, неровности полировались или заливались водой, снежные отвалы по обеим сторонам «трассы» размечались рядом ёлочек, что позволяли заметить её издалека. По льду на скорости 10-15 километров в час сновали «кáтали», толкавшие перед собой двухместные сани или лёгкие «полуторки» с пассажирами. Стоимость перевоза - 5 копеек с человека, время - 3-5 минут. На обоих концах маршрута были оборудованы кассы и специальные павильончики для ожидания, хотя ждать, как правило, приходилось очень недолго: на одной ледовой дороге трудилось до двадцати извозчиков-кáталей. Работали «конькобежцы» днём на хозяина (нанимателя), ночью - на себя, делая в сутки 50-100 «концов».

Популярность подобной услуги объяснялась практичностью: мостов через Неву не так много, расстояние между ними для пешехода немалое, а в зимнюю погоду такая прогулка малоприятна в принципе. Особым спросом «петербургские рикши» пользовались у молодёжи и женщин с детьми. Сиденье саней, больше напоминавших стул на длинных полозьях, накрывалось цветастым ковриком, ноги пассажира укутывались меховой накидкой. Самые популярные маршруты через Неву - Сенат-Румянцевский сад, Сенат-Университет, Зимний дворец-Университет, Университет-Мытнинская набережная и Гагаринская набережная (Кутузова)-Выборгская сторона.




P.S. Упомянутый выше Юсуповский сад считается местом рождения отечественного фигурного катания: в 1877 году он принял первые соревнования российских фигуристов, а в 1890 - первые международные состязания. Победителем трёхдневного турнира стал Алексей Павлович Лебедев - общепризнанный «дедушка русских фигуристов».

Таврический сад, фигурное катание, интересное, Петербург, Алексей Лебедев, коньки, история, катали, Юсуповский сад, катки

Previous post Next post
Up
[]