ФОТО ГАБТ - Реставрация столиков, колонн, деталей ...

Nov 02, 2011 01:50


Все помнят золотые подзеркальные столики, стоявшие в различных залах и комнатах. По закрытии театра их вывезли в мастерские фирмы "Возрождение" (все или нет, утверждать не берусь, но как минимум с десяток их там находилось) . Дело в том что конечно, состояние их было несовсем хорошее, дерево трескалось, рассыхалось, позолота соответственно тоже, но самая красота и изюминка их была в удивительном рисунке и мелкости исполнения. Помимо искуссной резьбы, на них выполнена тончайшая цировка (это прорезка, но еще более мелкая), точечки, загогулинки, зигзаги - все это придавало очень красивый вид. Однако реставрировать это все - достаточно сложно. Требуется много времени и терпения, и главное соблюдения технологий. Я не берусь сейчас обсуждать как и что, можно ли было сделать по другому или нет, потому как сама далеко не всеми технологиями в золочении владею, НО ... Когда нам сказали, что всю эту красоту с них надо снять ... (Небольшое лирическое отступление - про фирму "Возрождение" сказала не случайно, так как имела 3х летний опыт работы в ней, в частности по ГАБТу и по некоторым другим объектам. Работала позолотчиком и лепщиком.) Так вот, когда сказали, что все это нужно снять, стало как то не по себе. И честно стыдно говорить, что принимала в этом участие, но тогда нас никто не спрашивал (меня во всяком случае), а многим из остаьных было по фиг.
Дело еще в том, что вид позолоты, использованный на больше части интерьеров БТ, действительно трудоемок, сложен и уникален, это золочение "на полимент", на глину, немного протухшие белки и водку - не стоит кривить носом)) - если технологию провести правильно (!) позолота может держаться десятилетиями и предмет интерьера, отполированный до блеска всегда будет выглядеть как из монолитного металла. Под эту глину идет специальный грунт - левкас (смесь мела и животного клея), который наносится на резьбу или как в случае с колоннами на папье-маше. Хваткость его очень прочная, но еще раз главное всё сделать правильно (!!). Сейчас же конечно для ускорения времени и дешевизны применяются синтетические клеи, это очень важный фактор, из-за этого нельзя сказать, как поведет себя позолота через несколько десятков лет и не рассохнется ли грунт ...
Это я все к чему говорю.
Сначала со столиков и колонн сняли золото определенным способом, т.к. оно было действительно уже тусклым, серым, пыльным и замазанным, НО оставили грунт с той же цировкой оригинальной (!), со всеми тонкостями. Так эти столики простояли несколько лет, перемещаясь из одного склада в другой, пока не поступила "команда" к реставрации, когда до открытия театра оставалось все меньше и меньше времени.  И тогда комиссия, архитекторы или "специалисты" - не берусь назвать кто именно , потому что реально не знаю, дали команду снять и оригинальный грун (!). Который, я вам скажу, отходил с титаническими усилиями, вот что значит тогда делали на века. Снимала скрипя сердцем и понимая, что супротив не попрешь, хотя ... хотя потом все таки через полгода жизнь отвела меня от этих занатий, не хотелось быть более к этому причастной ... Но и дальней точной судьбы столиков узнать уже не удалось.
Не буду строить догадки, вымыслы и т.д., потому что не привыкла, осторожно скажу лишь то, что сама думаю - не верится мне, вспоминая как всё это делалось, что абсолютно все столики в БТ, стулья, кресла и всё прочее, сохранены в первозданном виде, или хотя бы более-менее приближеном к нему ...

Далее прилагаю фото означенных деталей с подробными описаниями ...
Одна из колонн с лож. Слева еще сохраненная позолота, справа, снятая, но еще сохранился грунт.




Макро.




Низ колонн, отбитые и поврежденные участки.




Очищенная деталь, позже будет восстановлена (правда какой технологией неизвестно).




Это фото взято из сети уже. Так уже наносят и полируют позолоту, на новый грунт, на всё новое.




Выходит как-то так. Вся еще суть в чем, может конечно оно и будет стоять и блестеть и всё как положено, но то что, все сделано с ускоренными темпами это факт. А ведь самый важный еще пункт, к-й занимает очень много времени - это полировка золота. Это очень много силы нужно иметь, руки устают и реально тяжело, а особенно когда это дают разнарядку делать в темпе ошпаренных кошек. Именно поэтому, если приглядеться внимательно, да или просто подойти ближе к колоннам, ложам, зеркалам, можно увидеть, что во многих местах золото будто бы царапанно, оно блестит да, но это как царапки на зеркале и их все равно видно, и впечатление они оставляют не самое приятное. Жаль и труд человеческий все таки, вроде и делали, а получилось всё равно с осадком :(( - ну ведь нельзя выносить ребенка за три месяца, если положено за 9, так и тут, если положено определенное время на эту технологию, то нельзя её ускорять. Получим брак.




Зеркало. Не могу к сожалению сказать откуда оно именно, всмысле где стояло, может знатоки театра меня поправят. Но оно очень красивое, с использованием на листьях зеленого золота, а на бусах по периметру серебра. Прекрасная работа. К сожалению не удалось увидеть каким оно стало после реставрации. В итоге фото только два. Откуда тогда могла знать, что они понадобятся.




Так же еще хотелось бы сказать про само поле зеркала, ну в которое вы собственно смотритесь. Понятно, что за много лет покрытие постарело, также имеет царапки и не совсем презентабельный вид, хотя ... с этим можно поспорить, я, например, люблю смотреться в старые зеркала, а кому-то они царапками наведут лишние морщинки, вообщем дело вкуса. Но тут ясно было, что поля почти всех старых зеркал будут менять на новые. В несколько таких удалось посмотреться по установке в залах. Граждане, вы конечно простите, но зеркала кривые! Да-да, как в мультике "Ну погоди" ... Такое ощущение, что они как изогнутая фольга сзади и не дают того строгого прямого и величественного эффекта, а в анфиладах залов эффекта перспективы, как дает обычное нормальное (!) зеркало. Хотелось бы задаться вопросом, что за фирма их изготовляла и сущетсвует ли у нее какой-нибудь оптический сертификат и проверка таких зеркал. Жаль спросить неукого.




"Бабышки", как мы их называли. Состояние, тоже не сказать чтобы очень, но вот за них могу сказать спокойно, сделали хорошо, времени на это было много, делать их начали загодя, потому тут они все конечно хорошие, да и какая комиссия чуть не придет, сразу начинали их смотреть. Так что вот состояние до.




А вот после. Матовое золото в ямках, это так и должно быть - это уже другой вид золочение. Такое сочетание позволяет выделить грани и добиться эффекта объемности и живости.




Вот так собственно хранились столики, колонны ... Белый грунт на них, пробы на выдержку.




Вот такие замечательные они. Золото, как можно видеть смыто, но старый грунт с авторской цировкой еще присутствует.




Вот такие.




Так делалсь проба уже нового грунта без прорезки, без всего. Но через некоторое время новый грунт трескался, потому старое мастерство никто не мог повторить, и новая синтетика не могла дать желаемого результата.




А вот так это все зверски снималось :((( ...




Грунт не хотел сходить категорически, ... история держалась из последних сил, грустно :(((




Сейчас же все это выглядит примерно так (фото сетевое). Конечно, если не приглядываться к деталям, то народ и пропустит это мимо ушей и глаз, но уверена, что тем, кто десятки лет в театре работал действительно знают каждую ручку и смогут отличить и понять разницу. Это между прочим главная Царская ложа, в которой теперь сделаны два туалета, к-х не было, вместо потолка раньше была зияла огромная дыра и лепнина там вся новая, как и паркет ...




Как-то так ... Жду ваших высказываний, мнений ...

габт, большой театр, работа, золочение, архитектура, реставрация

Previous post Next post
Up