Говорят, что лояльность бывает важнее квалификации. К тому же, знаниям можно научить. А вот убеждённого анархиста, экстремиста, робингудиста невозможно "разучить" от его убеждений.
Те или иные меры безопасности, как ваш покорный слуга неоднократно поминал, всегда
вызывают недовольство. А где недовольство, там и саботаж. А то и вредительство. Какое количество замков в подъездах было сломано из хулиганских соображений или ради доступа в тёплое место, а какое - из принципа, ради трудноосознаваемых местной гопотой идеалов свободы? Мне представляется, что вторая причина играет ведущую роль.
Так же и в офисной ИБ. Шифрование, разграничение доступа и фильтрация трафика вызывает волну возмущения, которое никак
не обосновано логически. Но зато имеет
корни в первобытных инстинктах свободолюбивых приматов, особенно самцов.
Именно поэтому актуальна задача тестирования лояльности персонала. Кто из работников готов мириться с неизбежными ограничениями? А кто
будет из принципа делать всё наоборот? Или затаит неосознанную обиду до удобного случая?
Тестировать склонность к саботажу можно теми же самыми средствами ИБ. Ввёл легко преодолимое ограничение - посмотрел: кто смирился и работает, кто пытается его обойти втихую, а кто ломится открыто. И сделал оргвыводы. Ограничение затем можно снять.
Теперь припоминаете из своей практики подобные случаи? Как быстро вы сообразили, что это - всего лишь провокация, проверка на лояльность?