Нелегитимный пост о легитимности

Nov 01, 2014 03:22

Еще один термин, который все чаще стали употреблять не по назначению - «легитимность». То и дело приходится видеть и слышать нелепые обороты «нелегитимные выборы», «нелегитимный референдум», и даже «нелегитимный закон». Когда политики начинают вот так размывать смысл термина, это очередной случай так называемого вранья.

Начнем с цитаты из политологического словаря:

Легитимность (лат. legitimus - законный, правомерный) - степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти. Автор термина, немецкий ученый М. Вебер, включал в понятие легитимности два основных момента: признание власти и обязанность ей подчиняться. В отличие от легальности, отражающей юридическую правомерность политической власти, легитимность не имеет строгого юридического содержания и связана с общественным признанием ее законности, с обоснованием правомерности решений, принимаемых властью.

Легитимность и легальность власти не всегда совпадают - так, правительство, сформированное законным путем, может не пользоваться одобрением населения (например, в силу коррумпированности или проведения непопулярного политического курса), а политическая партия, путем революции (т. е., по сути, незаконно) захватившая государственную власть, может осуществлять ее достаточно долго (если деятельность данной партии, имеющей поддержку и доверие народа, окажется достаточно эффективной).

Длинно, но нужно для ясности. Что из всего этого следует?

1. Легитимность свойственна только субъектам. Причем, не всем подряд, а лишь субъектам властвующим. Президент, правительство, парламент, монарх, диктатор какой-нибудь, и даже хунта - могут быть легитимными. Или не легитимными. А выборы, законы, референдумы и концерты по заявкам - не могут. К ним это понятие неприменимо.
2. Легитимность определяется согласием подвластного народа. Если народ в большинстве своем согласен, чтобы данный субъект над ним властвовал - значит, субъект легитимен.

В общем, этот термин исходит из известного принципа «единственным источником государственной власти является народ». Легитимность - оценка народа. А оценки иноземных политиков - это их мнение, к легитимности, увы, отношения не имеющее. Так на фига ж нам головы морочат?

Не по ошибке морочат, а вполне осознанно. Не все потрудились справиться о значении термина, но всем на интуитивном уровне понятно, что быть нелегитимным - это нехорошо. Цель искаженных трактовок - размыть смысл и сферу применения термина. Навязать представление, что легитимность должна оценивать некая авторитетная инстанция. И тут же предложить на роль этой инстанции что-то внешнее - Европарламент, большинство голосов в Генассамблее ООН, НАТО, или на худой конец фан-клуб Джен Псаки. Чтобы тот самый народ, от которого легитимность и исходит, начал думать, что кому-то снаружи виднее, легитимная у него власть или нет. А когда народ устранится и доверится внешнему мнению, с этого и начинается делегитимизация власти.

Со всеми вытекающими «майданными» последствиями.

PS:
- данный пост не является легитимным, поскольку понятие легитимности неприменимо к текстам, выступлениям и прочим потокам букв и слов
- данный пост не признан Великой Бурухтанией, фан-клубом Джен Псаки и др. инстанциями, считающими себя авторитетными. Впрочем, фан-клуб Псаки может и признать, если захочет - автор возражать не будет.

занудство, информационные войны

Previous post Next post
Up