Опера "Сомнамбула" Винченцо Беллини

Nov 30, 2015 11:38

Опера Беллини " Сомнамбула" - не вот уж известное и популярное произведение. У нее весьма простенький сюжет: никто не умер, кровища не пролита, такая наивная-наивная история про девушку, обрученную с любимым и в ночь после обручения в состоянии лунатизма пришедшую в спальню к заезжему графу. ну, соотвественно, никто не верит, что это случайность и ничего не было.
Но, только вдумайтесь, опера, поставлена в Большом театре и идет днем! Днем, в 14-00! В выходной! Что еще надо для счастья приезжему человеку, который одним днем в Москве без ночевок? Почему не посмотреть?
Однако после спектакля могу сказать, что не удобством одним:) Это очень, очень милое произведение. Это нежная, красивая музыка, это та степень свободы от проблем нынешего дня, которая разгружает и очищает. Там совсем другой мир, по либретто -пейзанская Швейцария, по постановке - что-то общеевропейское. а где-то даже и чеховское.. Незамутненное сознание, какая-то степень невежества, но не невежества темных людей, а невежества неискушенных людей.
Есть совершенно чудесный буклет, который я уже показывала на фото - потрясающая штука: там и либретто, и фото с премьеры, и даже вся опера целиком на русском и на итальянском плюс интервью с постановщиком , со сценографом и биография Беллини с историей постановок оперы. Я не стану вам пересказывать этот буклет ( честно говоря, некогда было прочитать все до сих пор), но мысль режиссера - итальянца донесу: Сомнамбула писалась еще тогда, когда не было психоанализа. когда подобные проявления человеческой природы были в новинку и лицезрение, слушание этой оперы - это такое путешествие в мир чистоты, это абсолютный релакс.
Что могу сказать, я все-таки увидела и актуальность, несмотря на то, что ее там вполне может и не быть. Опера долго не ставилась ни в России, ни на сценах Европы - неактуально.
но. Каждый из нас, наверняка, делал что-то несознательно. Я, например, во сне болтаю. Очень давно пару раз и ходила во сне.
Да что там - иногда на волне эмоции просто скажешь или сделаешь что-то, а потом вот этот груз " существования психоанализа" начинает тебя давить. Сейчас так сложно просто что-то произнести или выразить так, чтобы рядом тут же тебе кто-то саркастически не хмыкнул: А, оговорочка по Фрейду! Или что-то в этом духе. Сейчас ловят на всем. Но просто есть же какое-то пространство, где совершенно не нужно, чтобы тебя ловили. Из религий очень не люблю догмат о том, что грех в мыслях -есть уже грех совершенный. Вот уж нет. Ведь никто не принимает мысленное доброе благородное дело за уже свершившееся, так? Нечестно.
Амина, сомнамбула, возможно и не совсем просто так зашла к этому графу, душа потянулась,возможно, ведь он прилюдно, на помолвке восхитился ее красотой и обаянием, вел себя тактично и обходительно. Ревнивый жених еще до этого рокового захода уже начал биться в истерике, мол позволила взять за руку, выслушала его слова с благодарностью, ну а что?
почему нельзя? Ведь в своем сне-прогулке она все равно разговаривала только со своим милым, думала о нем и в конечном счете ничего дурного не совершила.
А еще снова радость для "человека смотрящего" - очень стильная постановка. Хор выглядит идеально в моем понимании: вроде и толпа, но каждый в ней чем-то отличается от другого, есть цвет, костюм, прически - терпеть не могу, когда всех обматывают в одинаковые мумиеподобные одеяния из серии "50 оттенков серого" - и рады, от хора отделались. Главные герои тоже достаточно изысканны на вид, мне очень понравилось сочетание черного и белого в одежде, понравилось, что у белоснежного внешне и внутренне создания - Амины под белым платьем - черные колготки, в такой же гамме были одеты и артисты балета, они становились еще тоньше и грациознее напоминая мне чуть прогоревшие спички своими белыми одеяниями и черными ногами.
И потом, впервые на моей памяти, я заслушалась тенором. И благодаря музыке, и благодаря голосу. Тенор -это ревнивый жених.( Станислав Мостовой), вот редкий случай, когда русский певец-тенор выключил себя, а включил только героя. Неуверенный, вспыльчивый, влюбленный жених - идеальная роль для тенора. А какой был бас (Олег Цыбулько), ни убавить, ни прибавить к образу героя- благородный, видный, воспитанный, скрытный граф. Главные женские партии тоже были очень достойные, вообще видно, что артисты увлечены материалом.
Всегда интересно подслушать, что говорят люди, выходящие со спектакля. Так вот. Все, чтоя слышала было в таком ключе: ну так, конечно, в наше время не бывает, но до чего приятно.
Так не бывает, но обманутым себя не чувствуешь - вот такая парадоксальная история - эта Сомнамбула.


культпоход, театр, музыка, волшебная сила искусства, опера

Previous post Next post
Up