Вагнер- Тристан и Изольда, театр Новая опера

Nov 05, 2015 10:11

Сначала о Вагнере. Три года назад я путешествовала по Германии и приехала с забитым информацией о Вагнере и Людвиге Баварском мозгом. Думала, да, приеду- и надо хоть как-то заступить на территорию Вагнера. И благополучно этого не сделала.
Потом фильм фон Триера "Меланхолия" и страстное обожание увертюры из "Тристана и Изольды". Как-то уже писала о том, что слушать оперу на носителях я не в силах, думаю, а дождусь-ка я подходящего момента.
Дождалась. Карты легли. Честно - Вагнер по музыке оказался попроще, чем я воображала. Скажем так: увертюра в данной опере-чуть ли не самый современный по звучанию фрагмент. А так все вполне традиционно.
Я знала, что есть такой феномен " уйти с Вагнера". Не совсем разгадала его суть, ибо опять же по непонятным причинам воображала себе главным фактором музыку посложнее вкупе с длительностью. Сейчас в ужасе думаю- неужели для многих дело именно в длительности? Если так-для меня это просто неуважение к музыке, она очень достойная!
После изысканнейшей увертюры первое действие удивляет экспрессией. Музыка и эмоции очень напористые, активные, сильные. Поют в основном Изольда и ее служанка и надо сказать-я наслаждалась женскими партиями.
Второе действие для меня стало испытанием, но не из-за музыки. Это было для меня самое тяжелое в этой опере - читать субтитры второго действия. Объясняю. Второе действие полностью отдано, собственно, влюбленным и излиянию взаимных чувств. Невыносимо больше часа гонять туда-сюда тему " я тебя люблю, я тебя тоже, давай умрем. Нет, сейчас мы не умрем, сейчас насладимся любовью, а умрем потом. Да, мы умрем и наша любовь расцветет. Я без тебя умру, я без тебя тоже давай любить! Сейчас мы вместе, но готовы умереть, чтобы любовь длилась вечно". И так полтора часа.
Квинтэссенция романтизма, приторный ликер,
Невыносимая словесная тягомотина на мои нелюбимые темы. Надо было закрыть глаза, просто слушать немецкий язык и смутно догадываться. Во втором действии, сами понимаете, к пению Изольды во всей красе добавился Тристан и меня немного разочаровало еще и то, что на слух эта мужская партия воспринимается совершенно итальянской! Воображение рисовало больше севера в партии, хотелось больше "немецкости". Партия короля Марка, кстати, идеально легла на ухо и соответствовала всем моим представления о прекрасном нордическом. Вообще, Марк- мой любимый герой этой легенды. Но к этому я вернусь позже.
Самым интересным по музыке стало для меня третье действие. Оно как-то поразнообразнее, поинтереснее по структуре.
Но в целом вывод- Вагнер крут! Людвига Баварского понимаю:)
Теперь о легенде. Перед поездкой я решила прочитать литературный источник, до конца не успела, но сюжет либретто по сравнению с ним сокращен и несколько вывернут. Еще в голове есть вариант из киноверсии-тоже не буква в букву надо сказать. Обязательно дочитаю, немного осталось, однако в общем и целом у меня сформировалось впечатление истории о напитках и веществах ( либретто) и клятвах с фигами в кармане (книга), а никак не о чистой вечной любви( фильм к этому наиболее близок).
Постановка меня не впечатлила. Бюджетный минимализм. Были, конечно, симпатичные находки- опьянение любовью в виде вихря красных бумажек, простые, но честные звезды второго действия, еще какие-то небольшие зацепки, но в целом это такой спектакль, в котором смотреть нечего. Как раз для развития личности любителя оперы- все силы в слушание. Зачехлите ваши бинокли.
Оркестр и голоса великолепны! Звучит все замечательно. Оркестр именно за данное произведение, между прочим, получил "Золотую маску", так что есть чем насладиться.
Вообще само здание и атмосфера НО мне очень понравились.
На самом деле,относительно небольшая сцена Новой оперы органична для постановки с небольшим количеством действующих лиц, а Т&И как раз малофигурна. Но все-таки история эта- песня камня, северных морей и зеленой травы по восприятию, а в НО это чистой воды сказка рассказанная ночью именно визуально. Все темно и мрачно.
Изольда внешне- вылитая диснеевская Мерида, ее служанка напоминает располневшую мать драконов из Игры Престолов, обе в чудовищных плюшевых платьях.
Тристан-это отдельная песня. Все часто вспоминают хрестоматийных оперных певиц прошлого, возрастных и габаритных в ролях юных принцесс и царевен. Тут жару дал Тристан. Не буду я фамилиями разбрасываться, певец как певец-то хороший, но скажу словами моих соседок по ряду. Девушка несколько раз громким шепотом воскликнула при появлении Тристана: этот жиробас-Тристан??? Не может быть!
По сравнению со жгучей Изольдой он выглядел холодцом. Воин, герой Тристан. Да, такие страсти только после напитка, не иначе.
Мой ряд ритмично хихикал и покачивался при поворотах комиссарского тела ( на нем еще было некое пальто). Замирая в статичных позах и прижимаясь друг к другу они смотрелись неплохо, но любое движение - и то тут, то там зрительское женское хи-хи.
Мне было не смешно, а скорее досадно. Хорошо что Марк не вызывал вообще никаких вопросов.
Мое же персональное хи-хи вечера-это застрявшая в третьем действии декорация. Один ствол дерева никак не хотел убираться и угрожающе висел почти что непосредственно над Тристаном и его слугой в момент их крайне эмоционального драматичного оперного дуэта.
Как можно уйти вообще с такого? В антрактах, однако, слышала, пожилые любительницы музыки возмущались и кое-кто ушел. Но процент архитипично " ушедших с Вагнера" был невелик, слава Богу. Отдельный кладезь знаний и мнений - разговоры в очереди в женский туалет. Такие подкованные дамы ходят в Новую оперу: кто творческую биографию "Тристана" озвучит, кто щегольнет немецкой речью, кто сообщит о намерении " завтра переслушать на пластинках", кто посетует, что все хорошо, но " напеть нечего".
Даже интересно, есть ли такое в мужском стане любителей оперы. Хотя что там... Кто когда в последний раз видел очередь в мужской туалет в театре или вообще любом культурном учреждении?
Вывод из всего написанного один- после хорошей оперы невозможно остаться пустым, невозможно не задаться массой вопросов и не провести аналогий с жизнью во всех ее проявлениях.
Фото напоследок -не мое. И Мерида для развлекательного момента




культпоход, театр, музыка, волшебная сила искусства, в Москве, опера

Previous post Next post
Up