"Убежище" Франсуа Озона

Nov 06, 2013 23:49

Самым пробравшим до кишок фильмом прошлого месяца для меня стал озоновский "Убежище".

Фильм с первых кадров действует не только как визуальная история, о, все гораздо изощреннее. Не знаю кому как, мне лично сцены принятия наркотиков путем инъекции в самом начале фильма задали тактильный тон, да и не только тактильный, фильм реально работал и с тем, что под кожей: от первого кадра до последнего.

Сюжет. Со спойлерами, поэтому кто собирается всерьез смотреть - заканчивайте чтение. Посмотрите картинку и не ходите под кат.




Пара влюбленных наркоманов Луи и Мюс зависает в Его парижской квартире. Дилер приносит им очередную дозу, они употребляют, во снах им видится, что любовь у них неземная и они предназначены друг другу. Но Он по утру проснувшись чуть раньше, решает жадно впитать в себя все, что осталось от вчера и умирает от передоза.

Мюс еле откачивают в больнице, а заодно сообщают,что она беременна. Родственники Луи не в восторге от Мюс в принципе, а уж от того,что плотно употребляющая наркоманка родит малыша от их Луи и подавно. Мать Луи намекает на аборт, но Мюс сбегает в провинцию, где терпеливо ждет появления малыша на свет.

Пасторальная картинка,ах,милый домик в живописном месте, однако не совпадает с тем, что начинает творится далее на экране. Мюс откровенно тупит, ей самой соврешенно непонятно, зачем этот ребенок, что она будет с ним делать, как дальше будет жить. Лишь сидит себе во дворе, потягивает себе винцо, курит сигаретки, да ходит за метадоном в деревенскую аптеку. Ибо в случае беременных наркоманок ломка опаснее для будущего ребенка, чем наркота. И вдруг к ней приезжает брат Луи - Поль, очень красивый и статный гей. Поль удивлен и обрадован факту беременности Мюс, он не знал, что она оставила ребенка. Поначалу Мюс настороженно относится к Полю, по всему видно, что чье-то присутствие раздражает ее, а потом все как-то так закручивается,что Мюс оказывается лисой из басни про виноград. Посреди тихонького существования ее одолевают мысли о том,что ей явно не хватает Луи, что ей нравится Поль, что ей вообще нужен мужчина, нужна любовь, а весь мужской мир словно бы предал и бросил ее. Любимый умер, а парни вокруг, даже в тихой деревушке, черт побери, одни геи. Мюс страдает, ее тянет в какие-то злачные места, она танцует пьяная на деревенской дискотеке, она отдается какому-то дяде, которого возбуждают беременные, она узнает большой секрет Поля... Она гуляет по пляжу, а какая-то активная тетка одолевает ее расспросами о животе, призывает говорить с будушим ребенком, любить его... А Мюс ни разу не говорила с ребенком. Пока он не родился, она и знать не хочет ничего о нем.

И это,знаете ли, все так обыденно, неспешно на экране. Так горько и тяжело на фоне солнца, моря и французской провинции. Это такой гимн оказывающимся за бортом женщинам. Хотя я читала несколько рецензий, в которых авторы называют "убежище" гимном материнству и после этого мне хотелось найти этих людей и ущипнуть их, о чем вы? какой такой нафиг гимн материнству? Анти-материнству скорее.

По-моему Озон снял крайне едкий фильм совершенно о другом. Просто ода пустым глазам и пустым мыслям. Гениальная ода

Актриса Изабель Карре, конечно, герой, она снималась в этом фильме по-настоящему беременной. Каждый раз, когда ее Мюс закуривала, выпивала или принимала метадон на экране - меня передергивало. Я же говорила, что фильм работает с внутренностями. Меня трудно назвать сумасшедшей мамашкой, я не ханжа, но по-моему если женщина готовится быть матерью, надо как-то ну поработать над собой, не ради себя, конечно. Хотя у таких, как это ни странно, часто рождаются здоровые дети. Твори сама с собой что хочешь, но ты уже не одна, когда беременна. А Мюс вела себя именно так, что она одна, вот вообще ни в одном глазу ни намека на еще одного человека. Она продолжала быть просто телом, с которым позволяла и себе и другим творить что угодно. Какая-то жуткая бесстрастность, кажется,что она вообще не испытывает чувств, ну никакушеньких, к будущему ребенку.

Кое-какие тезисы фильма я считаю интересными,он показывает массу женских современных граней, об этом мало говорят, а Озон еще как. Мне, например понравился ответ Мюс на вопрос, почему она оставила ребенка - из любопытства. Это было бы конечно, очень мило и прекрасно, если бы все рожали от великого желания иметь детей, но согласитесь, в этом что-то есть- в любопытстве.

Но Убежище в моем понимании называется так оттого, что именно беременность была последним убежищем Мюс. Это был ее последний шанс на нужность. Как закончился фильм? Она бросила ребенка на Поля. Гей -лобби? Возможно. Но разве в этом нет суровой реальности? Женщина теряет ценность. И не может найти себе места в новом мире. Материнство перестает быть главной функцией, женским чаянием, а заменить его чем-то приличным получается, но не у всех.

Если бы существовали какие-то клубные показы,то я бы прямо-таки бегом побежала с этим фильмом на дискуссию. Ужасно было бы интересно реально посмотреть на тех, кому все показалось красивым и светлым.

социалка, суперкино, кино, французское кино, чего хотят ж, кумирня

Previous post Next post
Up