(Вестник бронетанковой техники. №1, 1986)
За рубежом предпринимаются попытки снизить воспламеняемость зарядов путем применения мокрой укладки (танки «Чифтен» и «Челленджер») - оболочки зарядов, заполняются охлаждающей жидкостью с целью отвода тепла и прекращения горения пороха. К недостаткам этого способа следует отнести большой объем, занимаемый укладкой. Экспериментальная проверка показала также, что мокрая укладка эффективно защищает только от медленно летящих осколков (v<800 м/с), летящие с большой скоростью осколки и кумулятивная струя вызывают такую реакцию, при которой отвод тепла не достигает цели, а массивная оболочка создает эффект замкнутой камеры, способствующей росту интенсивности реакции и ускоренному взрыву пороха.
Макет броневого отсека до и после взрыва зарядов 4Ж-40
З.Ы.(
дополнение от 4.03.2023)
Это гексоген
Взрывы BB кумулятивных снарядов вызываются лишь наиболее мощными осколками с пробивной способностью l ≥ 50 мм , в то время как осколки с l=20-50 м при пробитии оболочки снаряда чаще всего вызывают воспламенение ВВ.
Это тротил
При пробитии корпуса 125-мм ОФС осколками l ≥ 60 мм происходила неполная детонация BB (тринитротолуола). Случаев возгорания BB не наблюдалось.
Немного по параметрам
Устойчивое воспламенение баков происходит от осколков с пробивной способностью 40 мм для бензина,
50 мм для керосина и 60 мм для дизельного топлива,
независимо от материала бака (сталь, алюминий, резина, стеклопластик).
парАметры в общеупотребительной форме
Следует сказать, что при попадании в надтопливный объем бензобака бронебойных боеприпасов при скоростях встречи порядка 600- 800 м/с вероятность взрыва смеси паров бензина и кислорода сравнительно невелика, так как в зоне их взаимодействия со стенкой бака обычно не возникает интенсивный температурный очаг. Если же эти боеприпасы снабжены зажигательным составом или трассером, то вероятность взрыва резко возрастает. Это относится и к действию по смеси паров бензина и кислорода разрывных пуль, бронебойно-зажигательных, осколочно-фугасных и осколочно-зажигательных авиационных снарядов, поскольку такие боеприпасы создают мощный температурный очаг.
Наиболее мощным инициатором взрыва смеси паров бензина и кислорода в бензобаках или отсеках самолета является осколок со скоростью встречи порядка 1700 м/с. Именно при его действии давление в бензобаке (отсеке) за минимальное время достигает своего наибольшего значения, равного 7-8 кгс/см² , что в несколько раз превышает предельное давление, которое может выдержать бак.