Есть ли будущее у современных учебников по истории
Антон Новодережкин/ТАСС
Как можно объективно освещать историю в современных учебниках, нужно ли будет их переписывать через десять лет и как будут выглядеть учебники будущего, рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» и член авторского коллектива учебников по истории России Александр Данилов.
- Расскажите, как меняются требования к учебникам?
- Меняется само представление об учебнике. Сегодня он становится не столько носителем информации, сколько неким навигатором в системе знаний и огромном потоке информации. К тому же в нем должны быть отражены и различные взгляды историков на происходившие события.
- А чем учебник будущего станет отличаться от тех, что существуют сейчас?
- В будущем, я думаю, мы должны будем с помощью электронных форматов создать информационно-образовательную среду, которая увязала бы между собой все предметы. И школьник, например, изучая историю географических открытий, не только будет целиком погружаться в эту тему, но также сможет вместе со своей темой посмотреть еще и биографии выдающихся путешественников, зайти в курс географии и биологии, других учебных предметов.
С 2015 года все образовательные учреждения и издательства внедряют электронную форму учебника (ЭФУ). Здесь есть ряд сложностей, но главное, что этот шаг уже сделан. Электронная форма учебников - это вовсе не PDF-версия, как иногда думают. Хотя в ЭФУ присутствует и она. Главным ее элементом выступает большое информационное поле, связанное с иллюстративными рядами, со звуковыми и видео-документами, разделами для самоконтроля и проверки конкретных результатов. Каждый может найти свой элемент, а при этом стержнем и основой остается как раз тот самый PDF-файл и бумажная версия учебника.
- Учебник истории - злободневный для общества вопрос. Периодически авторов таких учебников критикуют. Почему возникает такое недовольство?
- Для этого есть объективные причины: к истории любого события человек, если он когда-то над этим размышлял, может обращаться под влиянием новых обстоятельств. В эпоху реформ они обращаются к истории реформ в нашей стране и соседних государствах, в эпоху военной угрозы - к военной истории и так далее. Кроме того, меняется и информационная основа для взглядов на историю. Например, в 1990-е годы произошла «архивная революция» - открытие огромного пласта исторических источников по истории XX века. А это, в свою очередь, заставило ученых скорректировать свои прежние взгляды на многие вещи и оценки исторических событий, деятелей истории. Однако смена исторических эпох привела и к другой крайности. В исторических оценках происходила порой смена плюсов на минусы и наоборот. Если говорить об учебниках, то происходила замена исторических документов, характеризующих эпоху.
К примеру, в этом году мы вспоминаем события революции 1917 года. Как рассматривали эти события раньше? Как они были отражены в учебниках? Например, при советской власти у нас в учебниках истории много было работ Ленина: Апрельские тезисы, документы, которые касались подготовки восстания в Петрограде, первые декреты Советской власти и другие. И при этом никаких документов Временного правительства, материалов очевидцев от проигравшей стороны. Этот пробел не просто был восполнен в 1990-е годы, а был напрочь отвергнут. В учебниках появились документы исключительно либерального толка: декларация Временного правительства, различные акты, воспоминания либералов, сыгравших большую роль в тех событиях... Но при этом из учебников исчезли те документы, которые касались взглядов и политики большевиков.
Что мы получили в итоге? У людей вновь не оказалось возможности посмотреть на исторические события с разных точек зрения. А ведь мы говорим не о принятии лишь одной точки зрения, а о формировании у учащихся собственной позиции на основе разных источников, критического анализа и т. п.
- Сегодняшние учебники такой задаче отвечают? Не потребуется ли их снова переписывать в ближайшие пять-десять лет?
- Современный подход достаточно взвешенный. Все понимают, что учебник не должен быть какой-то газетой или агиткой: в этом случае эффект будет прямо противоположным. Особенно нужно быть деликатными при описании недавних событий. В этом вопросе историки стараются следовать традиции своих дореволюционных предшественников - у них было принято писать лишь о завершенных периодах истории.
Что касается будущего учебников, их трансформации и развития в дальнейшем, следует признать, что обновление исторического знания, в том числе и учебников истории, - процесс объективный и закономерный.
Важно, чтобы они учитывали все новации, которые происходят в мировом и общенациональном образовательном пространстве. И в то же время не прерывали традиций, которые проверены временем.
Если говорить о том новом, что вошло в действующую линейку по истории России, которую выпускает наше издательство, то это показ истории России как части мирового исторического процесса, рассмотрение истории нашей страны в единстве истории всех народов и регионов, которые составляют ее сегодня. Больше внимания уделяется историческим персоналиям, вопросам культуры, повседневного быта населения. Сделан акцент на изначальной полиэтничной и поликонфессиональной природе общества, возникшего на пространствах Восточной Европы. Не стоит забывать, что именно в пределах современного Российского государства возникла и эволюционировала мощная кочевая цивилизация, влияние которой ощутили на себе многие страны и народы Азии и Европы.
Продолжение
материала Indicator.Ru
читайте на сайте.
Автор: Indicator.Ru
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях:
Facebook,
ВКонтакте,
Twitter,
Telegram,
Одноклассники