Йогини-тантра

Dec 12, 2016 14:04

Оригинал взят у devibhakta в Йогини-тантра
Последние полгода занимаюсь работой над переводом Йогини-тантры. Эта достаточно объемная тантра была создана в XVI в. в Ассаме (древняя Камарупа) и принадлежит традиции вамачары (тантры левой руки). До сих пор текст не переведен ни на один европейский язык (есть только перевод на русский шестой главы, который вошел в сборник «Каула-тантра-санграха»); имеется полный перевод на хинди. В ЙТ Кали прославляется как величайшее божество, властвующее над бесчисленным количеством миров-брахманд, возникающих из пузырей на поверхности Причинного океана, и в каждом из этих миров есть свои Брахма, Вишну и Шива. Тантра содержит наставления о каула-йоге, кавачах, шаткарме, почитании гуру и использовании четок (джапа-мала), а также пространные сведения о Камарупе и ее святых местах. Но мое внимание больше привлек раздел, который содержит легенды, посвященные Кали, Шиве и Камакхье (Кали как любовная страсть). Мифологические сюжеты не так уже часто встречаются в шактистских тантрах, и в этом отношении ЙТ является исключением.

Перед нами разворачиваются удивительные картины. Например, в девятой главе Шива оказывается внутри тела Кали.Находясь в теле Богини, Шива бродит по нему на протяжении мириадов лет и наблюдает бесчисленное количество огромных миров. Поражённый увиденным, он утрачивает память обо всём, включая свою собственную природу (I.9.2-8). Наконец, после неимоверно длительных скитаний, Шива достигает сердца - лотоса Богини, на чьих лепестках он видит все священные книги, науки и философские системы и тотчас же обретает всю полноту знания (I.9.8-39). Здесь же содержится принципиально важное утверждение, что между ведами и агамами нет различия, как и между двумя дживами (I.9.12). затем Шива оказывается на аджня-чакре Кали, и в это же время с подбородка Кали падают две капли пота, из которых появляются на свет Брахма и Вишну. Испуганные, они прячутся в ноздрях Богини и рыдают (I.9.43-46). Тогда Шива отправляется к Вишну и Брахме и передаёт им священное знание, за исключением знания агам (I.9.48-53). При этом Шива подчёркивает, что изначальным наставником для него является Кали (I.9.53). Все трое великих богов по очереди возносят Богине хвалу, причём Брахма делает это гимнами из шастр, Вишну - из вед, а Шива - из агам. В благодарность та поручает им их традиционные роли создателя, хранителя и разрушителя мира (I.9.54-66).

А семнадцатая глава посвящена истории асуры Колы и обряду почитания девственниц (кумари-пуджа). Вначале говорится о том, что Брахма наложил (по неизвестной причине) проклятие на Вишну, и тот, чтобы очиститься от греха, стал поклоняться Махакали, повторяя её мантру из восемнадцати слогов. Тогда милостью Богини грех покинул сердце Вишну и принял облик ауры по имени Кола (I.17.3-5). Так в очередной раз повторился сюжет с демоном, захватившем власть над вселенной, и страдающими богами, взывающими к Кали (I.16.6-7). Та, сжалившись над небожителями, приняла облик девочки-брахманки и явилась к Коле, который с почтением встретил её. Представившись сиротой, она попросила у него еды, и Кола накормил её. Когда девочка попросила еды во второй раз, он снова не отказал ей. И наконец, когда она обратилась с такой просьбой в третий раз, он отвечал: «Ешь, о девочка, пока не будешь сытой!» Услышав эти слова, Кали в облике девочки сожрала всех жителей города Колы, его войско и, наконец, его самого, избавив, таким образом, мир от тирании демона (I.17.10-20). Отсюда, согласно ЙТ, и берет свое начало обряд кумари-пуджа, значению которого посвящена оставшаяся часть данной главы.

переводы, тексты, devi, hindu

Previous post Next post
Up