К истории проблемы двух Кармап. Рассказ Ургьена Тулку

Jul 11, 2016 14:06

Оригинал взят у nandzed в К истории проблемы двух Кармап. Рассказ Ургьена Тулку
Меня удивило - на фоне страшных передряг с поиском и различением тулку 16-го Кармапы - насколько тихо и келейно правительство Тибета едва не поставило на трон Кармапы фальшивого тулку в предыдущий раз. Вернее, даже поставило, но судьба его была печальна. Зато вся история полностью описывает порядки феодального Тибета и заставляет задуматься, насколько всё было нехорошо в этом плане. И главное - даже когда начались проблемы с двумя Кармапами в конце 20-го века, никто не заикнулся, что прецедент уже был - с предыдущим тулку! Для меня же это знак - причины для путаницы порождены раньше. В истории с письмом ушедшего Кармапы 15-го Кхакьяба Дордже. Она содержится в мемуарах Ургьена Тулку "Блистательное величие".



15-й Кармапа Кхакьяб Дордже

"После того, как Самтен Гьяцо покинул Цурпу, Кармапа призвал к себе самых близких людей: Джампала Цултрима, Кхенпо Лекше и свою главную супругу Кхандро Ченмо. Он показал им конверт и сказал:

- Один из вас троих должен позаботиться об этом письме-предсказании. Настанет время, когда оно понадобится. Тогда прочитаете его, но до того просто храните.

- Я не могу взять на себя эту ответственность, потому что слишком молода, - ответила Кхандро, которой к тому времени было всего девятнадцать.

- Я тоже не осмелюсь, - сказал Кхенпо Лекше.

Оба повернулись к Джампалу Цултриму и сказали: - Храни его ты!

Джампал Цултрим положил письмо в амулет, который носил на шее.

Примерно через год великий Кармапа покинул своё тело. В течение сорока девяти дней после этого выполнялось много ритуалов. Потом Джампала Цултрима пригласили в Миндроллинг дать передачу-лунг «Собрания сочинений Кхакьяба Дордже». После этого он отправился прямо в Голок, на свою родину, расположенную далеко на северо-востоке, где собирался пробыть четыре-пять месяцев.

Тем временем правительство в Лхасе послало в Цурпу представителя, чтобы ему предъявили письмо-предсказание: «Согласно вашей традиции Кармапа всегда оставляет точное описание места, где произойдёт его следующее рождение. Мы хотели бы его увидеть!»

Нашли раннее письмо-предсказание, но заметили приписку, которую Кармапа сделал внизу: «Это сочетание времени и места уже ушло». Начались лихорадочные поиски другого письма.

Джампал Цултрим был в отъезде; Кхенпо Лекше, который ушёл в строгое затворничество, был недоступен; а Кхандро Ченмо никто даже не спросил о письме. Поисковая группа обыскала всё до единой книги Кхакьяба Дордже. Они даже распороли его матрас. Но, разумеется, безрезультатно - Джампал Цултрим, ничего не подозревая, странствовал где- то в далёком Голоке с этим письмом на шее.

Наконец, чиновники Цурпу были вынуждены допустить, что письма нет. Вскоре канцелярия тринадцатого Далай-ламы выпустила официальное заявление о том, что перерождение Кармапы появилось в качестве сына одного из членов кабинета министров в Лхасе.

Эта новость достигла Голока. Услышав её, Джампал Цултрим прервал своё пребывание там и поспешил обратно в Цурпу. Как только он прибыл, заявил:

- Что значит «нет письма-предсказания» ? Вот оно, у меня! - И, открыв свой амулет, он предъявил письмо начальнику администрации Цурпу.

- Вы враг Дхармы! Как вы можете делать такие вещи?! - грозно закричал начальник. - Вас немедленно бросят в тюрьму!

- Бросайте меня в тюрьму, если хотите и если от этого будет какая-то польза. Но письмо у меня, и тут нет никакой ошибки.

- Какая беда! Тибетское правительство уже объявило другого тулку. Что вы собираетесь делать? - спросил ошеломлённый начальник.



Тханка с благословением отпечатков 15-го Кармапы

Немедленно послали самого быстрого гонца к великому Ситу из Палпунга в далёком Кхаме. А поскольку в то время карма-кагью и другпа- кагью жили в совершенном согласии между собой, другого гонца послали за советом к Другчену Джамгону. Прибегли к совету и других уважаемых лам.

Один из лам подчеркнул, что очень важно не ссориться с тибетским правительством. Но у Другчена, по сведениям, было другое мнение: «Если Кармапа выбран неправильно, то в будущем у школы кагью не будет никакой возможности точно узнавать своего тулку».

Поэтому он предложил, чтобы во всех монастырях выполнили большие ритуалы, обратившись к охранителям Дхармы за их благословениями. Одновременно отправили делегацию в Лхасу, информируя правительство относительно найденного письма в следующей записке: «Мы обнаружили письмо-предсказание Кармапы, и оно является подлинным» .

Правительственные чиновники ответили: «Сначала вы говорили, что письма нет, а теперь - что оно есть. Канцелярия Далай-ламы уже обнародовала своё мнение, и оно не может быть изменено».

На то, чтобы отослать петицию и получить отказ, ушёл целый год. Потом произошёл такой случай: играя на крыше дома близ Поталы, сын члена правительства упал и сломал тазовую кость. В те времена такие травмы были очень тяжёлыми, и вскоре мальчик умер от осложнений. Теперь администрацию в Цурпу попросили отправить людей на поиски другого кандидата.

Поскольку Кармапа написал своё предсказание прекрасным поэтическим слогом, указав чрезвычайно точные подробности, у Цурпу был только один претендент - тот, кто был указан в письме. Из Лхасы ответили: «Вы не можете выдвигать единственного кандидата. Это всё равно, что вы сами решаете, кто тулку. Если вы просите нас принять решение, что соответствует традиции, то должны предложить двух или трёх претендентов, чтобы мы могли выбрать из них».

И снова в Цурпу были большие волнения, и одно собрание следовало за другим. Но Кхьенце из Палпунга, другой важный лама из Кхама, был не только мудр, но и очень сообразителен. Он придумал, как обойти заносчивых чиновников из Лхасы: «Укажите для одного кандидата имя по отцу, а для другого - имя по матери». Так и сделали: написали два имени одного и того же мальчика, послали правительству и стали ждать ответа. Когда ответ наконец пришёл, там говорилось: «Настоящий тулку - сын матери, а не сын отца».

Вот так в Цурпу после долгой череды испытаний и неприятностей был установлен подлинный тулку пятнадцатого Кармапы.

Когда я думаю о Кхакьябе Дордже, пятнадцатом Кармапе, меня охватывает изумление! Иметь такую силу ясновидения!"



Настоящий Кармапа 16-й в юности.

Судя по этой истории, именно произвол и тупость правительственных чиновников Тибета и послужили в будущем причинами для появления проблемы двух Кармап. А если идти глубже, то корни - в распрях и войнах гелуг и кагью при Пятом Далай-ламе и последующем желании правительства контролировать перерождение Кармапы.

karmapa, buddhism

Previous post Next post
Up