Ярлха Шампо. История проявления

Apr 10, 2016 13:24

Оригинал взят у nandzed в Ярлха Шампо. История проявления


Нятри Ценпо, первый царь Тибета

Чтобы понять историю этого Защитника, нужно обратиться к истории первого царя Тибета - Нятри Ценпо. Согласно легендам, он обладал необычной внешностью: глаза, как у птицы, брови из бирюзы, зубы, как белая раковина, усы, как у тигра, между пальцами рук и ног перепонки, как у гуся. В описании отразились орнитоморфные черты тотема клана «Кюнг», который обитал в долине нижнего Ярлунга - месте возникновения царской династии Тибета.

Ньятри Ценпо считается сыном (или потомком) Яб-лха-дагдруг, который - пхацхун (первопредок богов по мужской линии). Он обитает в высоком небе лха. Когда делили мир, он получил во владение тринадцать небес лха.

Ньятри Ценпо спускается с неба (вершина неба в тринадцать ступеней) по верёвке му или лестнице (в девять ступеней) на гору Ярлха Шампо, и лха этой горы становится его покровителем. Приход Ньятри Ценпо на землю вызван необходимостью «открыть двери к богам и закрыть двери могил у мёртвых», защитить мир живых от мира мёртвых.



Сакральный характер власти подчёркивается тем, что свою способность управлять он должен доказывать в битве с яком, зооморфным воплощением горного божества Ярлха Шампо (его называют также «лха владык Тибета», бод-дже-лха).

Смыслообразующий компонент предания - место спуска Нятри Ценпо, сакральный центр мира, священная гора Шампо, которая географически соотносится с самой высокой горой в южной части долины Ярлунг.



Ярлха Шампо

YAR LHA SHAM PO

Ярлха Шампо занимает второе место среди девяти великих богов Тибета - после отца Одэ Гунгьяла. Часто упоминается в классических тибетских писаниях из пещер Дуньхуан (от шестого до девятого века нашей эры). Писания гласят, что “Яр-лха-шам-po является высшим Богом”, хотя это далеко не самая высокая горная вершина в Тибете. Просто долина Ярлунг, где расположена гора, - это колыбель тибетского народа. Возможно, Ярлха Шампо называют главным богом тибетских гор, потому что именно в долине Ярлунг многие тибетские племена и роды были приведены к единой власти.

Согласно популярной местной легенде, Ярлха Шампо изображается как огромный белый як, из чьего рта и носа непрерывно дуют метели. Он наделен необычайной магической силой: он может разрушить скалы, вызывать наводнения и даже превратить себя в белого человека для того, чтобы иметь половые сношения с женщинами и стать отцом нового рода.

Иногда это божество изображают как мужчину, облаченным в белые одежды, с телом белым, как раковина, держащего в руках короткие копья с разноцветными шелковыми флагами и хрустальный меч. Этот образ рисуется обычно в сопровождении жены и детей.



Когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Ярлунг, Кулха Шампо (sKu lha sham po) чудесным образом обратился в огромного, величиной с гору, яка и метнул молнию в Гуру Ринпоче. Гуру Ринпоче сделал угрожающий жест пальцем. От этого Кулха превратился в восьмилетнего ребёнка. Ребёнок поднёс своё сердце Гуру Ринпоче и связал себя клятвой. В «Лхадре Катханг» это описано так («Lha 'dre bka' thang», «Сказания о богах и демонах»): «Затем, когда (Гуру Ринпоче) прибыл в Ярлунг, Шампо чудесным образом обратился в белого яка величиной с гору и выпустил снежную бурю горячим паром из ноздрей и рта. Лопон, сложив руки в мудру (ритуальный жест), подобную крюку, схватил яка за ноздри, связал его своим лассо и заковал в железные кандалы. Затем ритуальным колокольчиком в своей руке он подчинил яка, пленив его тело, речь и ум. Як поднёс своё сердце Лопону, который связал его клятвами и уполномочил охранять сокровища».

В соответствии с «Баже» («rBa bzhed»), когда Гуру Ринпоче прибыл, дабы подчинить его, Шампо пролил на него поток воды. Гуру Ринпоче взмахнул важдрой и обратил поток воды вспять. Затем ударом ваджры Гуру Ринпоче заставил воду вскипеть. Кипящая вода опустилась на гору Шампо, и снега растаяли. Когда Шампо пожаловался на то, что Гуру Ринпоче причинил ему слишком большой ущерб, Лопон отвечал, что он лишь вернул ему тот вред, который Шампо сам направил на него. Затем Гуру Ринпоче сказал: «Теперь, если ты не согласишься взять обеты, я продолжу вселять в тебя страх». Шампо взмолился, чтобы его отпустили, поклялся впредь не чинить злодеяний и взял на себя обеты защитника.



Ра Лоцава

В этом источнике даётся краткое описание того, как Г уру Ринпоче связал обетами Шампо. В разделе, касающемся биографии Ра Лоцавы в «Духовной истории Джигдже» («'Jigs byed chos 'byung»), написанной Пхабонкой Палджором Лхундрубом, говорится, что когда Ра Лоцава был на пути в Ярлунг, Ярлха Шампо вызвал непрерывный снегопад, который длился семь дней. В результате молодой монах, последователь традиции Джигдже, погиб под снежным завалом. Ра Лоцава был сильно растроен этим. Он решил выполнить огненное подношение, или джинсег (sbyin bsregs), чтобы сжечь его. Но силой своей медитативной концентрации тот вернулся к жизни и превратился в шестнадцатилетнего юношу. Представ перед Ра Лоцавой, он сказал ему: «Джецун-ла, из-за гибели маленького монаха ты уничтожил тысячи моих подчинённых, лишь я смог уцелеть и остаться невредимым. С этих пор я не буду вредить живым существам, и в особенности монахам». Произнеся такую клятву, он пообещал искупить гибель монаха подношением ста монахов и ста золотых монет. Затем он исчез. Позже Ра Лоцаве действительно поднесли сто золотых монет, а его учениками стали ещё сто монахов. По этому поводу Ра Лоцава заметил: «Духи более верны своим обетам, чем люди». Ярлха Шампо является защитником всего Тибета и местности Ярлунг в особенности.

САРВА МАНГАЛАМ!

tibet, мифо(космо)логия, buddhism

Previous post Next post
Up