Оригинал взят у
antinormanist в
Война-1965 - Восточно-бенгальский фальстарт В 1965 году руководство Индии стремилось всячески локализовать конфликт, ограничив боевые действия Кашмиром и
Пенджабом.
Исходя из стратегии "оборона востока лежит на западе" пакистанское руководство никогда не держала в своей части Бенгалии больших сил. К моменту начала войны в Восточном Пакистане находилась слабая дивизия двухбригадного состава под командованием генерал-майора Фазал Муким Хана, без танков и артиллерии, одна эскадрилья "Сэйбров", несколько старых сторожевиков и катеров.
Противостояло ему Восточное командование индийской армии во главе с генерал-лейтенантом Манекшавом в составе 6 дивизий, главной задачей которой было парирование угроз со стороны КНР.
Та же задача была главной и для Восточного командования ВВС во главе с вице-маршалом авиации Шивдевом Сингхом. Под его командованием имелось по 1-й эскадрильи "Канберр" и "Вампиров", 3 эскадрильи "Хантеров" и 4 эскадрильи "Ураганов".
6 сентября Шивдев Сингх, бомбивший в годы Второй Мировой Германию в составе Бомбардировочного командования Королевских ВВС, отдал приказы своим подчинённым о действиях против Восточного Пакистана. Сам он прибыл на главную базу ВВС в Калайкунде на севере штата Западный Бенгал, в 180 километрах от границы, дабы решить проблему уничтожения единственной эскадрильи пакистанских "Сэйбров".
На базе Калайкунда размещались 14-я эскадрилья "Хантеров" под командованием винг-коммандера Денниса Энтони Ла Фонтэйна, 16-я эскадрилья "Канберр" под командованием винг-коммандер Питера Мейнарда Вилсона и 24-я эскадрилья "Вампиров" под командованием эскадрилья-лидера М.Банерджи.
Разведка ВВС не смогла точно ответить, на каком из аэродромов Восточного Пакистана базируются "Сэйбры".
Первое предположение - в Читтагонге. "Канберры" во главе с Вилсоном вылетели ночью с 6 на 7 сентября, прошли над Бенгальским заливом и на рассвете сбросили бомбы на аэродром Читтагонга. Половина бомб не взорвалось, но это неважно - "Сэйбров" в Читтагонге не оказалось.
Вилсон передал на базу - "Фиаско".
Следующее предположение разведки - Джесор. 4-ре "Вампира" атаковали его ракетами, но лётное поле и тут было пустым.
С третьей попытки разведка предположила базу Теджгаон - и в этот раз не ошиблась. Но только "Канберры" ещё не вернулись на базу, а атаковать надо было скорее. Было решено, что "Хантеры" перелетят в аэропорт Калькутты, там дозаправятся, навесят ракеты, которые доставят наземным путём, после чего и атакуют Теджгаон.
В 6-ть утра 7 сентября шокированный персонал аэропорта Калькутты наблюдал приземление на лётное поле боевых самолётов, командир которых потребовал срочно дозаправить их машины. После горячих пререканий и высказывания сомнений в принадлежности самолётов ("а вы точно, милые люди, наши будете?") Ла Фонтейн добился, чтобы его "Хантеры" дозаправили.
Но грузовики с ракетами опаздывали. Пока Ла Фонтейн по телефону выяснял, куда эти грузовики запропастились, искомые пакистанские "Сэйбры" объявились над базой в Калайкунде.
Пакистанское командование на Востоке очень беспокоили индийские "Канберры". И командир 14-й эскадрильи эскадрилья-лидер Шаббир Сайед легко получил "добро" начальства на налёт на индийскую авиабазу.
И в 6:30 пять "Сэйбров" внезапно появились над лётным полем Калайкунды. Они подходили к базе на низкой высоте и не были засечены радаром. ПВО базы состояло из трёх зенитных орудий, прибывших только в августе и всё ещё лежавших не распакованными.
На взлётной полосе в это время дозаправлялись вернувшиеся с ночных миссий "Канберры" и "Вампиры". Огонь пакистанских самолётов превратил 2 "Канберры" и 4 "Вампира" в пылающие факелы. К счастью для индийцев, из-за установки дополнительных подвесных топливных баков ("Сэйбры" совершали вылет на пределе своей дальности), пакистанские пилоты смогли использовать при атаке только 12,7-мм пулемёты Браунинг.
Помимо охоты за "Сэйбрами", утром 7 сентября "Хантеры" и "Ураганы" с индийских авиабаз в Ассаме нанесли несколько ударов по наземным объектам и армейским колоннам в Восточном Пакистане.
Тем временем, благодаря шуму в аэропорту Калькутты, известия о самодеятельности ВВС на Востоке достигли Дели. И около 9-ти утра от министра обороны Чавана поступило распоряжение не пересекать границу Восточного Пакистана, ограничиваясь только обороной - "Нам не нужна эскалация конфликта на Востоке, неблагоразумно делать то, что может спровоцировать китайцев".
Последний эпизод воздушной войны на Востоке произошёл в 10:30 7 сентября, когда пакистанцы попытались повторить налёт на Калайкунду, им удалось уничтожить на земле ещё пару "Канберр". Но в последующем воздушном бою индийские "Хантеры" сбили три "Сэйбра" ценой потери 1-го своего самолёта.
На этом война 1965 года на Востоке завершилась. 8 сентября министр обороны Чаван официально объявил о том, что индийские операции не будут затрагивать Восточный Пакистан.
Из разных мест Ассама поступило несколько сообщений о высадке пакистанских парашютистов, но все они оказались ложными.
Командир роты ССГ, размещённой в Восточном Пакистане, майор Махмуд Камал предлагал провести рейд на Силигури с уничтожением железнодорожных путей, но генерал-майор Фазал запретил это делать, дабы не провоцировать индийцев.
16-я эскадрилья под конец войны отправилась воевать на Запад и успела совершить самое яркое деяние ВВС Индии в той войне - днём 21 сентября "Канберры" под командованием Вилсона успешно уничтожила в ходе смелого рейда новейшую (построенную американцами) пакистанскую РЛС в Бадине.
Традиция всех индо-пакистанских войск - когда наземным силам остро нужна поддержка с воздуха, авиация имеет привычку летать в других местах.
В 1965-м ВВС обеих сторон то же занимались "борьбой за господство в воздухе" и большой роли в войне не сыграли.
В ещё большей мере это
касается ВМФ.