Оригинал взят у
nandzed в
Поклонение ступам в контексте истории ведийских народов Обратим внимание на термин шарира, который в буддийских текстах обычно используется в значениях «безжизненное тело», «мощи», чаще всего «мощи Будды». После паринирваны Будды его тело было кремировано, а прах разделен между магадхским раджей Аджаташатру и семью представителями разных племен, заявивших свои права на то, чтобы останки Сиддхартхи Гаутамы покоились на их территории. В отношении к мощам Будды в ранний период распространения буддизма, безусловно, имело значение его кшатрийское происхождение. Захоронения вождей практически везде служили источником как сакральной силы, так и (благодаря этому) самым важным «подтверждением» легитимности власти. Момент «освящения» власти царя, благодаря сохранению на его территории святых мощей великого подвижника, несомненно, присутствует в «Маха париниббана сутте», описавшей события, последовавшие после паринирваны Будды. В ланкийской «Махавамсе», «Записках о буддийских странах» Фа Сяня, других буддийских хрониках можно найти много упоминаний о возложении царем на свою голову мощей Будды. Очевидно, первоначально культ мощей Будды был не более, чем одним из обрядов в общей системе культа предков и использовался царями для подтверждения своих притязаний на обладание определенной территорией. Именно так можно интерпретировать строительство Ашокой, а вследза ним и другим царями, многочисленных ступ.
Учение Будды не было связано узкими рамками каких-то локальных традиций, поэтому почитание его мощей могло приобрести универсальный характер. Первым это понял и использовал в своих целях Ашока. Если первые восемь ступ были построены в местах, связанных с наиболее важными событиями в жизни Учителя, и носили мемориальный характер, то создание «84 тысяч» ступ Ашоки определялось полностью целями его политики дхарма-виджаи - «завоевания с помощью дхармы».
Строительство ступ (с точки зрения центрального правительства) способствовало решению двух задач: распространению влияния царской власти и расширению территории государства, а также распространению влияния буддизма как универсальной государственной идеологии. Вместе с тем в почитании ступ, чайтий не было ничего специфически буддийского. Этот обычай был весьма распространен в древней Индии, и множество поклоняющихся мощам святого садху наверняка не знали, да и не интересовались, что же он конкретно совершил. Такое положение шло вразрез с духом и смыслом самого буддийского учения и не могло не беспокоить его последователей. Не случайно Махадева, основатель Чайтики, одной из 18 школ раннего буддизма, первым провозгласивший культ ступы и культ мощей Учителя, был объявлен еретиком как Стхавиравадинами, так и Махасангхиками. Последователи Махадевы первыми стали поклоняться Будде
и Бодхисаттвам, разработали учение о заслуге (пунье), которая может приобретаться в результате сделанного дара и способна быть передана другим существам.
Отголоски скептицизма в отношении культа поклонения ступе и противопоставление ему заслуги подлинного овладения сутью Учения Будды особенно часто встречаются в праджняпарамитских сутрах. В ранней Махаяне, прежде всего в Праджняпарамите, разрабатываются понятия рупа-шарира и дхарма-шарира, и если под первым разумелись телесные останки, мощи, то под вторым понимались тексты книг, причем имелись в виду не любые канонические тексты, а как считает Мялль, именно свод праджняпарамитских сутр.
В Праджняпарамите приобретению заслуг с помощью даров, приносимых ступе, противопоставляется заслуга, приобретаемая переписыванием книг (т. е. Праджняпарамиты). Строительству ступ и их почитанию, т. е. почитанию рупа-шариры, противопоставляется переписывание текстов Праджняпарамиты, т. е. почитание дхарма-шариры. Заслуга переписывания Праджняпарамиты приравнивается к заслуге приближения к тем, «кто обладает десятью силами, к духовным руководителям». В число «десяти сил Будды» входит и vikurvanabala, или «сила трансформации», которая объединяет понятия «тело Дхармы» и «тело формы».
Тем, кто разрабатывал учение Праджняпарамиты, и их последователям - мадхьямикам, удалось объединить в одной концепции два принципиально различных механизма приобщения к традиционной сакральности: 1) через соблюдение обрядов почитания предков и 2) обретение особого сакрального знания - праджни, которое в определенной степени обесценивает все обряды, но в то же время и заменяет их. Эта концепция известна как концепция трех тел Будды, хотя изначально тел было только два, а впоследствии их стало четыре.
Дж. Туччи полагает, что в нагарджуновом тексте «Чатух-става», объединяющем четыре гимна Будде, как раз и излагается концепция четырех тел Будды, хотя Нагарджуна дает каждому из них имя, «отличающееся от обычных» [Tucci, 1932, р. 311]. Гимны, вошедшие в «Чатух-става», носят следующие названия: «Локатита-става» (Гимн Ушедшему из мира), [Умершему для мира], «Наираупамья-става» (Гимн Несравненному), «Ачинтья-става» (Гимн Непостижимому) и «Парамартха-става» (Гимн Высшей Истине). Очевидно, рупа-кае здесь соответствует тело, названное Нагарджуной локатита, а дхармакае - парамартха.
Если предположение Туччи верно, то напрашивается параллель между двумя телами Будды и двумя истинами: самврити-сатьи (которая определяется как лока-вьявахара, т. е. «относящееся к условному, относительному, принятому в мире») и парамартха-сатьи, занимающих очень важную место среди главных доктрин Мадхьямики, в учении Нагарджуны, в частности.
Помимо четырех уже упомянутых гимнов, Нагарджуне приписывается авторство еще трех: «Читта-ваджра-става», «Стутьятита-става» и «Дхармадхату-става». В последнем гимне дхармадхату отождествляется с татхагата-дхату, что также равносильно татхагата-гарбхе. Если учесть, что слово «дхату» изначально означало «мощи», а татхагата-дхату-гарбха в третьей главе «Аштасахасрики» употребляется в значении ступа, то становится ясна «укорененность» философии Махаяны, причем не только Мадхьямики, но и Виджнянавады, в древних слоях символики ведийской и доведийской обрядности. Знаменательно, что гимны Нагарджуны предназначались для ежедневного трехразового чтения перед ступой.
Во многих ведийских текстах смысл исполнения ритуала заключался в отождествлении жертвы со всем миром и с самим собой, с основными психофизиологическими функциями. В буддизме дхармы-элементы также отождествляются прежде всего с психофизиологическими функциями, причем их способность к связыванию в некое единое целое является причиной вовлеченности в круговорот бытия, а осознание их истинной сути - путем выхода за его пределы. Так же, как в «Брихадараньяке», осознание подлинной сути жертвоприношения (= Дхарме) приводило на «путь богов».
"Герменевтика буддизма" (коллектив авторов)