Гулаб Дас - Ошо 19-го века (галубдасия сикхи)

Dec 29, 2014 01:07

Оригинал взят у axramov82 в Ошо 19-ого века
В истории Пенджаба, в 19-ом веке, можно найти много интересного. Мало кто знает, но 19-ый век для Пенджаба охарактеризовался расцветом деятельности одного религиозного деятеля, секта которого завоевала умы и сердца очень многих людей своего времени. Звали этого человека Гулаб Дас, а его секта в официальной историографии Индии называется «гулабдасия». Жизнь и деятельность Гулаб Даса достаточно интересны и содержательны. Когда я стал изучать материалы связанные с его жизнью, я стал отмечать ряд параллелей с Ошо и его сектой/движением так называемых «саньясинов». Несмотря на то, что исторические отзывы о движении Гулаб Даса, написанные Хальсой, достаточно негативны и тенденциозны по отношению к нему, можно выделить ряд очевидных моментов, делающих его учение узнаваемым. Оно действительно похоже на учение Ошо, а «гулабдасия сикхи» в основном молодые люди, одетые в лёгкую одежду яркого цвета, одинакового фасона, отрицающие все формы традиционной религиозной морали и учения традиционных религий, занимающиеся свободным сексом, пьющие вино, танцующие, поющие в «состоянии осознанности», всё это так похоже на международное движение саньясинов Ошо 20-ого века. В истории действительно встречаются повторяющиеся типажи. И так, что можно отметить общего у Гулаб Даса и Ошо:

  • Последовательная критика всех традиционных форм религии.
  • Критика божеств, аватар, гуру, пророков господствующих религий.
  • Отрицание «личностного Бога Творца».
  • Проповедь упрощённой монистической философии.
  • Проповедь абстрактного божественного сознания, которое безлично и которое надо "просто осознать".
  • Отрицание важности концепций ада, рая, посмертных наказаний и благословений для души.
  • Отрицание института традиционной семьи, супружеской верности, целомудрия.
  • Проповедь «свободной любви», толерантное отношение к алкоголю, наркотикам и мясоедению.
  • Популярность среди молодёжи.
  • Создание усреднённого образа адепта своей секты, носящего одну и ту же одежду.
  • Включение в список так называемых практик танцы, музыку, промискуитет.
  • Тяготение к эпатажной роскоши, кичливому богатству.
  • Преследование властями. Параллели тут усматриваются в том, как был преследуем Ошо и его коммуна в США, и тому преследованию, которому подвергся Гулаб Дас и его адепты.
  • Наличие любовниц.
Внимательный читатель может найдет и ещё дополнительные параллели. А теперь, переходим собственно к истории о Гулаб Дасе и его секте.

«В 1809 году в касте джатов (земледельцев), в селе Ратол, родился Гулаб Сингх. Став совершеннолетним, он отправился из своего родного дома на поиски работы. Когда он искал работу, он встретил садху из Удаси Пантха и будучи увлечённый учением этого садху стал его учеником, а так же изменил имя на Гулаб Дас. Смазав тело пеплом и ведя, какое-то время, жизнь удасинского аскета, в последствии, он отправился в деревню Донолех, где учился поэзии и прозе у учёного человека по имени Дхиан Дас.

Чуть позже Гулаб Дас познакомился с одни мусульманским факиром, который пел религиозные баллады Булле Шаха и проповедовал отказ от всех форм религиозной атрибутики и догматики. Гулаб Дас проникся его идеями и отказался от использования нанесения пепла на тело. В соответствии с учением суфийского факира, Гулаб Дас выступал против официальных религиозных правил и ритуальных практики как индусов, так и мусульман.

В последствии, во время своих путешествий, Гулаб Дас встретил садху из Нирмала Пантха по имени Дева Сингх, который обучал его Ведам и веданте, когда они были вместе в районе Курукшетры. Далее, оставив компанию Дева Сингха из Нирмала Пантха, он становится учеником знаменитого поэта Баба Хари Даса Гиридхари из Удаси Пантха. После этого он снова продолжил свои странствия.

В городе Дварака, где Кришна правил как король, богатая проститутка (содержавшая бордель) влюбилась в Гулаб Даса. Она решила поехать вместе с ним в Пенджаб, но скоропостижно умерла по дороге. И так как её деньги она оставила Гулаб Дасу, таким образом он стал достаточно состоятельным человеком, по меркам своего времени.

После этого Гулаб Дас снова решил приобщиться к Нирмала Пантху, стал носить их характерные одеяния и проповедовать среди полков сикхской армии, передвигаясь от одного религиозного собрания к другому. Поскольку он был убеждён в ненужности каких-либо формальных религиозных правил и кодексов поведения, он стал сочинять гимны, прозу и стихи, которые стали популяризировать его философию. Эти гимны и стихи принесли ему большое признание в некоторых частях сикхской общины, что привело к увеличеню его доходов от пожертвований сочувствующих и последователей.

В это время Гулаб Дас уже стал почитать себя за «великого святого» и его приближённые стали переносить его в паланкине, как важную персону, размахивая над ним опахалами. Одетый в изысканные одеяния, украшенный драгоценностями, он провозгласил себя титулом Сахиб (господин, сикхский аристократ). Составляя свои религиозные гимны, он стал в них открыто критиковать современных ему духовных лидеров, индуистских аватаров, мусульманских святых и Пророка.

Гулаб Дас стал утверждать, что он является величайшим святым своей эпохи, и говорил о том, что другие запутались в формальных кодексах своих религий, каст и догм. Себя он почитал свободным от всех атрибутов, и призывал к тому своих адептов.

Чем более Гулаб Дас стал расширять свою проповедь, тем более увеличивалось его богатство от пожертвований богатых людей, которые становились его учениками. Последователи Гулаб Даса стали называть себя «гулабдасии». В этой же время ещё одна богатая проститутка по имени Пиро, стала последовательницей Гулаб Даса. Она стала его постоянной спутницей, проводя с ним дни и ночи. Люди из её бывшего окружения, в том числе родственники, злясь на её решение быть в обществе Гулаб Даса, силой забрали её и увезли в деревню Гуджранвалла. Убитый горем Гулаб Дас, послал туда двух своих учеников Кала Сингха и Чаттар Сингха, чтобы вернуть её. В итоге им удалось её выкрасть, и Гулаб Дас заверил, что Пиро никогда не покинет его общества.

Местный правитель Элахи Хан был так же знаком с Пиро и с её братьями. Он решил прийти на помощь к братьям Пиро. Элахи Хан и братья Пиро попытались захватить Гулаб Даса. Отряд около 200-от сикхов пришёл, чтобы спасти Гулаб Даса от рук Элахи Хана и братьев Пиро. Махараджа Ранджит Сингх услышал об этом происшествии и решил вмешаться, чтобы остановить кровавый бой. После, Гулаб Дас вместе с Пиро переехал в городок Чатия к области Касур.


[Современное изображение Гулаб Даса и Пиро. Его подлинного портрета не сохранилось]
Уже после этих событий, Гулаб Дас приобрёл ещё большую популярность в Чатия и начал проводить общественные суды, в которых принимались люди из всех слоёв общества. Они обращались к нему как к «Гуру Сахиб». Всё это увеличивало приток денежных средств в его личную казну. Из-за особого статуса Пиро, многие другие проститутки и танцовщицы стали становиться учениками Гулаб Даса. Его ашрам стал местом разврата. Привлечённые этими нравами, многие бандиты, насильники, воры пришли к Гулаб Дасу и значительно пополнили ряды его учеников. Они стали называть себя «гулабдасия сикхи».

Гулаб Дас продолжал проповедовать, что все формы религиозных кодексов, правил и традиций являются лишними. Он заявил, что кроме него, не нужен никакой другой «гуру».

В учении Гулаб Даса можно выделить такие моменты:
  • Понятия грех и добродетель условны.
  • Можно есть и пить что угодно, столько, сколько человек хочет.
  • Рай и ад находятся в этом мире, загробная жизнь есть иллюзия.
  • Вера в религиозные церемонии, традиции и правила - глупость.
  • Те, кто понимает учение Гулаб Даса, божественны, выше всяких правил.
  • Созерцание, обучение и чтение Писаний не несут духовной пользы.
В 1850 году количество так называемых «гулабдасия сикхов» резко возросло, и они начали распространять своё разрушительное влияние по всему Пенджабу. Тысячи молодых людей стали отказываться от соблюдения строгой религиозной морали и социальных норм своего времени, и многое, что было тогда табу, они стали практиковать открыто. Очень часто пьяными, они ходили с ручными барабанами и «саранги», перемещаясь из деревни в деревню, распевая романтические баллады и гимны Гулаб Даса.

Большинство «гулабдасия сикхов» одевались в тонкие, яркие одежды одинакового фасона, который носили и мужчины и женщины. По мере увеличения их количества в Пенджабе, многие стали чувствовать гнев по отношению к ним.

Джани Джан Сингх Нирмала пишет: «В какую бы деревню Гулаб Дас не пришёл, услышав его слова, юноши становились чрезвычайно своенравными и легкомысленными. Им было очень приятно, что своими речами Гулаб Дас убирал внушённый им страх греха. Многие из них скатывались к низко-нравственной жизни, становились блудниками и пьяницами постоянно спорящими с ортодоксами. Казалось, что веданта (изначально Гулаб Дас был ведантистом, обучаясь ей последовательно у садху Удаси и Нирмала Пантхов), которой обучал Гулаб Дас, делала их атеистами, повергая в шок и ужас всё окружение. Девушки ставшие ученицами Гулаб Даса, крали деньги из дома, чтобы отнести их своему гуру, пили алкоголь и ели мясо».
Пант Пракаш, Vol. 5, Джани Джан Сингх Нирмала, под редакцией Джани Кирпал Сингх.

Джани Джан Сингх также указывает, что разрушительное влияние «гулабдасия сикхов» совпало с переходом к ним ряда изгоев из Удаси Пантха. Эти группы адептов Удаси Пантха, ставшие частью движения Гулаб Даса, к примеру, призывали сикхов стричь волосы и бороды, что вызвало резкую реакцию со стороны Хальсы.

В течении 1855-1857 годов, сикхские сардары во главе с махараджей Патиала Нариндер Сингхом, стали вести вооружённую компанию с целью захватить всех последователей «гулабдасии» и заключить их в тюрьму. Британские власти на соседних территориях поступали так же и немногие оставшиеся «гулабдасия сикхи» стали реформировать свой путь, по большей части выдавая себя то за удаси, то за нирмала. Таким образом, влияние секты Гулаб Даса стало снижаться.

Для того, чтобы спасти себя от преследований Хальсы и британских властей, Гулаб Дас начал наказывать сам наиболее развратных своих последователей. Он  так же продолжал проводить всё своё свободное время с Пиро. Пиро в конечном итоге скончалась в 1872 году, а Гулаб Дас так же умер через год, в 1873 году. Он был похоронен без каких-либо религиозных церемоний, рядом с Пиро.

Во второй половине 19-века эти гробницы были объектом почитания для оставшихся «гулабдасия сикхов». Рядом с ними проводилась ежегодная ярмарка во время праздника Холи. Наряду с могилами, почитались так же тексты, написанные Гулаб Дасом.

Пандит Ганеша Сингх Нирмала описывает «гулабдасия сикхов»:
«Гулабдасии полны надменности. Они не уважают никого, кто идёт рядом с ними. Они любят всегда спорить и не имеют конкретной религиозной одежды».
"Бхарат Мат Дарпан ', Пандит Ганеша Сингх Нирмала, 1926

Гулаб Даса сменил на посту лидера секты Сахиб Сингх Кумар из касты горшечников. Для того, чтобы ещё больше противопоставить себя ортодоксальному сикхизму, он называл Сахиб Сингха именем Харгобинд (шестой гуру сикхов). Сам Сахиб Сингх назвал своего сына Тегх Бахадур (именем 9-ого гуру сикхов). Со временем все линии их гуру исчезли».

сикхи, секты, историческое, индология, hindu

Previous post Next post
Up