Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе Трика. Часть 2.

Mar 10, 2013 16:17

Оригинал взят у _dasein_ в Кашмирский шиваизм. Глава 9. Йога в системе Трика. Часть 2.


Взгляд на две системы йоги, распространенные в древней Индии обнаруживает некоторые интересные различия со школой Абхинавагупты. Система йоги Патанджали придает особое значение подавлению эмоций и инстинктов с принудительным контролем ума, обузданием чувств и соблюдением строгой дисциплины в повседневной жизни. Разновидность медитации, заключающейся в длительной концентрации на воображаемых предметах и также на определенных энергетических центрах тела - важнейший вид практики, предписанной йогой Патанджали. Такому методу могут по-настоящему следовать лишь аскеты, живущие в уединении и работающие под постоянным наблюдением и руководством опытного наставника. Хатха-йога Горакхнатха предлагает в дополнение физические упражнения, которые могут вести к истязанию чувств, органов тела и всей физической системы. Южная система тантрической йоги усвоила методы Патанджали и добавила к ним практику подъема Кундалини вдоль позвоночника к верхушке головы. Кундалини йога - также элемент системы Горакхнатха. Учителя юга не разработали отдельной системы, основанной на шиваитских доктринах, содержащихся в Агамах, а приняли и переработали уже существующую систему Патанджали.
Тантрическая йога Абхинавагупты - система, исключительно принадлежащая к Агамам. Ей не свойственны строгие запреты и подавляющая дисциплина. Она не поощряет истязание плоти и ума, или истощение чувств. Даже методы контроля дыхания (пранаяма), вызывающие физический дискомфорт, были запрещены Абхинавагуптой, который так говорит об этом в "Тантралоке":
प्राणायामो न कर्तव्यः शरीरं येन पीद्यते।
Не следует практиковать пранаяму, если это приводит к истязанию тела (4,19).
Ссылаясь на авторитет своего великого наставника, Шамбхунатхи, Абхинавагупта с уверенностью утверждает, что увлечение мирскими радостями может пройти в результате естественного равнодушия, вызванного благостными йогическими переживаниями. Иными словами, только практикующий открывает внутреннее блаженство Я, все обычные удовольствия покажутся несравнимыми с этим, и, поэтому, больше не будут служить соблазном. Он добавляет, что принуждение может вызвать противопожную реакцию чувств.
तथाहि गुरुरादिक्षद् बहुधा स्वकशासने।
अनादरविरक्त्यैव गलन्तीद्रियवृत्तयः।
यवत्तु विनियम्यन्ते तवत्तवद् विकुर्वते॥
Это так, потому что мой достопочтенный наставник описал это таким образом в своих учениях: "Эмоциональные функции органов чувств успокаиваются благодаря естественному равнодушию [к их объектам, когда последние теряют для них вкус]. Но, с другой стороны, они склонны реагировать враждебно, если их подавлять силой («Малинивиджаяварттика», 2.111-12).
В отношении насильственного подавления и контроля ума, Абхинавагупта говорит, что подавленный ум ведет себя как конь, которого пытаются обуздать: он старается вырваться на каменистой дороге, грубо управляемый незнакомым ему наездником:
स्वं पन्थानम् हयस्येव मनसो ये निरुन्धते
तेषाम् तत्खण्डनायोगाद् धावत्युत्पथकोटिभिः।
Ум таких практикующих, который они силой пытаются отучить от привычных стереотипов, сбивается с пути, подобно коню, мчащемуся в неверном направлении (там, 2.109). Абхинавагупта не предписывает отшельнической жизни шиваитскому йогину, обладающему всей свободой жизни без ограничений; он может оставаться в своем доме и не отказывать себе в удовольствиях чувств и ума в социально принятых рамках. Иначе говоря, можно вести нормальный образ жизни и одновременно следовать методу Трика йоги. Как только практика йоги приводит практикующего к переживанию блаженства Я, мирские радости автоматически теряют свою силу и привлекательность, и возникает естественное безразличие чувств к прежним удовольствиям, известное как анадаравиракти. Когда практикующие приобретают опыт в переживании блаженства Я, они могут свободно переживать радости жизни, не боясь духовно запятнать себя. Такие радости, в действительности, могут способствовать необычайному переживанию блаженства Я. Как говорит Абхинавагупта,
निमज्जमानमप्येतद् मनो वैषयिके रसे
नान्तरार्द्रत्वमभ्येति निश्चिद्रं तुम्बकं यथा।
Ум [шиваитского йогина] не промокает [или не пачкается] изнутри, так же как поверхность сухой тыквы, не имеющей отверстия, даже при глубоком погружении в воды чувственных наслаждений ("Малинивиджаяварттика", 1.108).
Систематизируя представленные в разных источниках доктрины Трика йоги, Абхинавагупта сосредотачивается только на тех практиках, которые ставят своей целью достижение Самореализации (мокша). Он обходит вниманием множество других практик, приносящих сверхъественные психофизические способности, так как считает, что все они принадлежат к сфере бхога (наслаждения).
Свое обсуждение Трика йоги Абхинавагупта начинает с самого совершенного метода, а затем один за другим представляет более простые методы в нисходящем порядке. Это еще один пример его особого подхода к йоге. Его намерение - незамедлительно сделать доступным для всех практикующих скорейший метод йоги. Если они преуспеют на высочайшей стадии практики, им незачем идти долгим путем всех ступеней низшего уровня. Тем не менее, если некоторые из таких практикующих почувствуют, что они не справляются должным образом с высшим уровнем практики, они могут выбрать более структурированный путь и выбрать метод, наиболее соответствующий их психофихическим особенностям. Важно, чтобы духовные искатели не считали, что более совершенный метод им не доступен.
В то время как благодать имеет первостепенную важность для того, чтобы подняться на высший уровень, тем не менее, владение теоретическим знанием также необходимо. Поэтому Абхинавагупта считает важным обсуждение основ шиваитского монизма в своих работах, посвященных Трика йоге.
Одна из важнейших характеристик йоги Абхинавагупты состоит в его учении о том, что йогин должен сохранять недвойственный взгляд в течение всего процесса, с момента первого посвящения до самой высшей практики йоги. Этот взгляд должен поддерживаться даже во время поклонения божествам, почитания лингама, огня, жертноприношений, повторений мистических слогов, и т.д. другая отличительная черта этой йоги заключается в важности высокоразвитого чувства посвящения себя Богу. У такого подхода есть два преимущества. Он охраняет практикующих от вызывающих деградацию энергий Бога, называемых гхоратари шакти, и помогает в усвоении плодов йогических практик, так, чтобы возникающие духовные силы не использовались неверно.

книги, индология, hindu, индийская философия, shiva

Previous post Next post
Up