Однажды, порывшись в своем архиве, я невзначай нашла один договор, подписанный мной (не иначе как в бессознательном состоянии) давным-давно.
Согласно договору я обязуюсь быть нелимитированно доброй, отзывчивой, уступчивой, понимающей, сопереживающей, щедрой и бескорыстной. Также мелким шрифтом внизу было прописано, что я всегда должна ставить интересы других выше собственных.
Всплакнув и сокрушенно покачав головой, я достала из шкапчика бутылочку "Patron en Lalique". Плеснув колдовства в стеклянную муть стакана, я уже было собралась поддеть вилкой балтийскую килечку, но, скользнувши взглядом по договору и увидев дату его окончания, тотчас вспыхнула безудержной радостью. Оказалось, договор уже закончил свое действие и притом без права пролонгации.
Буйная эйфория охватила меня, закружила, закачала и отпустила только тогда, когда я помыла и аккуратно протерла стакан.
Итак, де-юре и де-факто я свободна от всех названных обязательств. Только кто об этом знает? Пожалуй, никто! И вот вам иллюстрация.
В конце позапрошлого лета заехала я домой по своим надобностям. Спустя час моего пребывания в родовом гнезде, в гости нагрянула тетя Лена - дальняя родственница по линии папы. Мы не поддерживаем с ней никакой связи, и за все свои сознательные годы я видела ее от силы пару раз. По сути, я ничего о ней не знаю, кроме того, что работает она кассиром в каком-то КДЦ и у нее есть взрослый сын по имени Серега.
Будучи априори склонной к цинизму, я сразу предположила, что вряд ли тетя Лена приехала исключительно по родственному зову души и сердца. Наверняка ее визит имеет более прагматичный мотив. Тем не менее, дефолтно движимая мини-кучкой добродетелей, я присела за стол и как могла поддерживала беседу о погоде и видах на урожай.
Вскоре предметом беседы стал такой факт: сын Серега продал квартиру и хочет взять кредит в два миллиона рублей, чтобы купить квартиру побольше, и для этого ему нужны поручители и желательно вчера, так как квартира вот-вот уйдет.
Собственно, это и было основанием визита тети Лены к нам. Мой запредельный цинизм в очередной раз не ошибся.
В момент, когда все сидящие за столом, не сговариваясь, застенчиво посмотрели на меня, я испытала обширнейший диапазон эмоций, сжатую суть которых лучше всего выразят фразы: "да вы охуели!" и "хуй вам!".
Ничему этому я, разумеется, не позволила отразиться на лице. Напротив, я выразила живое понимание, горячую готовность помочь и все остальное, что списочно полагалось по случаю.
Тетя Лена уехала с истовой верой в доброту моего сердца и актуальность вышеупомянутого договора.
Мы же принялись жарко обсуждать ситуацию.
Действительно, по ряду параметров, перечислять которые не считаю нужным, я оказалась единственной кандидатурой, идеально подходящей для назначения на роль поручителя.
Мой ответ был скорым.
- Нет!
- Почему?
- Потому! Нет, и все тут.
- Но родственник же. Как не помочь-то?
- Ну, хотите, помогайте. Я не при делах.
- Да как-то неудобно отказать!
- Да пусть лучше такое неудобство продлится десять минут, чем потом расхлебывать последствия.
Не особо скрываемое недовольство и еще что-то аналогичное с приставкой "не-" продемонстрировала тетя Лена в ответ на мой отказ, когда позвонила узнать решение. Кстати, во время разговора я не ощущала никакого неудобства, но это, скорее всего, из-за моего махрового цинизма.
Серега поручителей нашел, кредит взял, ту самую квартиру купил. Я была рада и, признаюсь, мне даже было самую малость совестно.
Сегодня же мне ничуть не совестно. Сегодня я пою осанну своему цинизму. Сегодня я узнала, что Серега уже полгода не выплачивает по кредиту. Соответственно, банк в связке с приставами, согласно судебному решению... В общем, вы понимаете текущий настрой бедолаги-поручителя.
Говорят, у цинизма нет граней, он круглый, и вряд ли бывает добрым или злым. Но, истину говорю, цинизм - один из лучших способов защиты, в чем я и вы убедились (и вряд ли один раз).
А у вас бывали похожие ситуации с родственниками или друзьями?