В Беларуси в скором времени начнут выпуск гражданских самолетов. Такую информацию сообщили в пресс-центре Минского авиаремонтного завода, на территории которого и развернется производство. Более подробно о планах предприятия поведал начальник новообразованного отдела разработки гражданских судов Леонид Евгеньевич Тательный.
По его словам, в стране уже давно назрел вопрос выпуска отечественных самолетов. Сегодня беларусские авиакомпании пользуются самолетами советского и североамериканского производства. В частности, "Гомельавиа" оперирует самолетами "Ан-24", флот "Белавиа" состоит из старых "Тушек" и взятых в лизинг американских "Боингов" и канадских "Бомбардье". При этом старым советским самолетам давно уже закрыт путь в европейские страны, и их приходится заменять на бывшие в употреблении машины. А ведь уже через несколько лет придется начинать заменять потихоньку и эти борта.
Сегодня самые популярные в мире типы пассажирских самолетов - это ближнемагистральные лайнеры на 70-100 посадочных мест. Большая часть рейсов отечественных авиакомпаний также выполняется по маршрутам средней дальности. Поэтому и необходимо обратить взор на перспективные ближнемагистральные машины. Ресурсы беларусского воздушного парка со временем выработаются, и уже сейчас необходимо искать им замену. Разработка собственной машины - один из путей обновления парка самолетов.
Наиболее популярными в мире самолетами такого типа являются канадские Bombardier CRJ, бразильские Embraer и немецкие Fokker. В России перспективными моделями являются "Сухой СуперДжет" и "Ан-148". Однако первый из этой пары только закончил летные испытания, а заявок на него подано очень много, и не исключено, что, став на очередь сегодня, придется дожидаться поставок так долго, что модель успеет устареть. Второй из указанной пары машин сейчас собирается на Украине в очень малых количествах, настолько малых, что сколько-нибудь массовый заказ (например, сразу из нескольких десятков бортов) вызовет ступор киевского завода "Авиант"; в России же сборка этой модели также осуществляется лишь в единичных экземплярах на воронежском заводе. Перспективной является и китайская модель ARJ21, но ее первый полет состоялся уже год назад, а поставки начнутся не ранее 2012 года, - срок слишком большой, модель начнет устаревать, едва появившись у заказчиков. Если беларусские авиаперевозчики хотят выйти в мировую аэроэлиту, пусть даже и ближнемагистральную, то для этого необходимо формировать летный парк из новых машин. Подержанные самолеты, которые мы покупаем сейчас за рубежом, будет очень нелегко продать, когда они отработают свой ресурс у нас. Если же мы станем закупать абсолютно новые летательные аппараты, то с последующей их продажей дело будет обстоять куда лучше: небольшие и небогатые авиакомпании стремятся покупать самолеты, прошедшие лишь через одни руки, нежели через дюжину.
Таким образом, через пять-семь лет, когда используемые сейчас беларусские самолеты придется полностью заменить, их придется менять на новенькие, с иголочки, борта. За это время вполне возможно самостоятельно разработать, испытать и освоить производство своих самолетов. Минский и барановичский авиаремонтные заводы накопили большой опыт по ремонту и обслуживанию разнообразных типов гражданской техники. На основе этого опыта постепенно и выработалась идея создания собственного самолета.
- Несмотря на то, что все только-только начинается, - делится секретами Л.Е.Тательный, - уже сейчас можно с уверенностью сказать, что первая (но далеко не последняя) из разрабатываемых моделей будет высокопланом. Правда, такой тип летательных аппаратов используется преимущественно в грузовой авиации, но у высокопланов есть свои преимущества по сравнению с другими типами самолетов и в гражданской авиации. С не меньшим основанием могу сообщить, что наши самолеты будут оснащены турбореактивными двигателями.
Конечно, турбореактивные моторы дороже и сложнее традиционных винтовых и турбовинтовых, а на малых скоростях еще и менее экономичны. Некоторые мировые производители даже в относительно недавнем прошлом строили хорошие, признанные пропеллерные машины, - например, SAAB-2000 или BAe-146. Но сегодня нужно думать не только о дешевизне производства, а также и о выгодах многолетней эксплуатации. Реактивный двигатель обеспечивает большую мощность и скорость полета, что позволяет создавать по-настоящему быстрые самолеты. Чем быстрее будет выполнен рейс, тем больше рейсов в день можно осуществлять. Значит, большая выгода будет получена в долгосрочной перспективе.
На вопрос о том, какое название получат беларусские лайнеры, Леонид Евгеньевич отвечает, что по аналогии с беларусским спутником самолеты будут называться красивым словом "Белла", что означает "беларусский летательный аппарат". "Слово очень хорошее, яркое, отлично воспринимается на слух и просто пишется как кириллицей, так и латиницей, путаницы возникнуть не должно", - добавляет он.
Несмотря на всю радужность и перспективность проекта, на пути к созданию отечественных самолетов есть еще различные препятствия. Самое главное из них - организация сборочной площадки. Как известно, в ближайшем будущем минский авиаремонтный завод будет вынесен за пределы Минской кольцевой автодороги. Только после этого можно будет возводить самолетостроительные ангары. Впрочем, до той поры предприятию и его новому отделу есть чем заняться: работы по проектировке и компьютерному моделированию еще предостаточно. Тем не менее, утверждает Леонид Евгеньевич, к 85-летию отечественной авиации, которое будет отмечаться в 2018 году, в беларусском небе уже вовсю будут летать красавицы-"Беллы".
P.S. Эта статья была написано мною к 1 апреля. Шутки шутками, но еще в 2007 году была такая новость:
Белорусско-российский самолет, создаваемый в Центральном аэрогидродинамическом институте, будет иметь одни из самых лучших в мире характеристик по надежности при невысокой стоимости. Этому проекту будет оказана всяческая поддержка. Об этом заявил сегодня заместитель Государственного секретаря Союзного государства Василий Хрол на пресс-конференции по случаю Дня единения народов Беларуси и России.
По его словам, самолет будет предназначен для местных воздушных линий. "Идея создать самолет на 16 пассажиров родилась еще в 1994 году на Минском авиаремонтном заводе №407. Тогда этот проект не был реализован. Сейчас уже построена модель, проведен полный цикл аэрогидродинамических испытаний", - добавил Василий Хрол.
Заместитель госсекретаря СГ не согласился с мнением отдельных скептиков о том, что "промышленность Союзного государства "умерла" и ничего не может выпускать". "Сегодня наукоемкое машиностроение, современные наукоемкие технологии - один из приоритетов союзного сотрудничества. Совместными усилиями белорусских и российских специалистов развивается современное дизельное автомобилестроение, совершенствуется производство карьерного транспорта", - подчеркнул он.
БЕЛТА
http://news.tut.by/economics/85150.html И вот еще за 2008 год:
Прорабатывается возможность создания первого в республике производства легких самолетов малой авиации. Соответствующий инвестиционный проект прошел экспертизу в Минэкономики, Минсельхозпроде, Институте защиты растений НАН Беларуси. Готовность оказать поддержку в его реализации высказало руководство Гомельской области. Отметим, это не первая попытка создать малую авиацию в Беларуси. Зато впервые появились реальные шансы на ее воплощение.
Бизнес-план предполагаемого производства разработан СЭЗ "Гомель-Ратон". Проектом предусматривается создание совместного предприятия с участием зарубежного капитала. Заинтересованность уже проявили иностранные инвесторы из России, Австрии и Словакии. Желание участвовать в создании предприятия высказал и аэропорт Гомельавиа. Его инициативу поддержал Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.
http://news.tut.by/economics/115775.html Наконец, за 2014-й:
В Беларуси должно быть налажено производство самолетов и вертолетов. В этом уверен президент Александр Лукашенко. Глава государства не исключает возможности кооперации с Россией в этой сфере. Также президент предлагает расширить сотрудничество с Украиной в военно-промышленном комплексе. «Момент сегодня такой? и им надо воспользоваться - нужно идти дальше, нам создавать самолет, пусть не полностью свой белорусский. Но надо активно участвовать в кооперации с Россией и другими странами по строительству самолетов», - заявил Лукашенко во время посещения ОАО 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах.
Лукашенко подчеркнул, что сейчас страны объединяют свои усилия в области производства самолетов, так как это производство является очень затратным. «Замахиваться на то, что мы создадим свой самолет - гражданский или военный - не нужно. Если создавать, то самые передовые, чтобы поставлять себе на вооружение и продавать на внешние рынки, но, видимо, эта ноша тяжела и мы в одиночку ее не потянем. У нас нет возможностей: денежных средств, да и людей», - пояснил президент. «А вот самолеты
в кооперации, допустим, с Россией мы должны создавать», - считает Лукашенко.
«Мы должны производить у себя самолет, какой - это ваше дело, но он должен быть нужным для рынка, прежде всего для России. Может быть, вы начнете со сборки самолетов. Если надо для этого новый корпус построить - мы подключимся и построим», - сказал глава государства.
Также, по мнению Лукашенко, страна должна организовать собственное производство вертолетов. Причем президент считает, что площадкой должен стать Оршанский авиаремонтный завод. Что такое произвести вертолет в Орше? Не проблема, если там будет Сич с двигателем, - отметил Лукашенко. Двигатели есть - еще пару-тройку купишь сложных приборов, которые, может быть, у нас и не надо производить, а все остальное - бери и клепай, делай корпус, начинай работать, - продолжил президент.
Я скажу так: в Беларуси должны производить и самолеты, и вертолеты. Мы не должны сидеть в этой мастерской и клепать старье. Конечно, от ремонта никуда не денешься: не все страны такие богатые, чтобы новые самолеты и вертолеты покупать, - считает Лукашенко.
http://bdg.by/news/economics/28651.html А вот и 2017:
Новым резидентом СЭЗ "Витебск" зарегистрировано ООО "Гранд Меркурий-СХ", которое планирует реализовать проект по созданию производства легкомоторных самолетов, сообщил корреспонденту БЕЛТА глава администрации СЭЗ Сергей Юркевич.
Белорусско-российский тандем учредителей предприятия намерен организовать выпуск легкого многоцелевого самолета модели "Меркурий" в одном из секторов СЭЗ на окраине Витебска. Объем инвестиций в проект составит более $7 млн, при этом предполагается создание свыше 100 рабочих мест. Решающим фактором при выборе площадки стало наличие инфраструктуры бывшего военного аэродрома на территории, которая находится в оперативном управлении администрации СЭЗ и постоянно развивается для повышения инвестиционной привлекательности.
Легкий многоцелевой самолет "Меркурий" предназначен для деловых полетов, перевозки пассажиров (6-8 человек), а также может быть модифицирован для использования в интересах специальных служб (МЧС и др.).
https://www.belta.by/economics/view/novyj-rezident-sez-vitebsk-sozdast-proizvodstvo-legkomotornyh-samoletov-278514-2017/