Часть 2
Начало было тут. Путешествие из Петербурга в Крым
2 июля, пятница. Пару дней назад мы прибыли в Питер снова, но в тот день уже никуда выехать не смогли. Поставили палатку и уснули. Поднялись поздно и вышли стопить. Моросящая погода, никто не берёт. Кто-то сигналит, сигналит долго. Оглянулись - это нам! Пассат. За рулём - немец. Ехал аж до Москвы. Говорили немного. У него здесь представительство крупной фирмы, жена, дети. У всех есть по Опелю, только у сына - Мини. Немец он, конечно, до мозга костей или жил мочевого пузыря. Он считает, что у нас в стране полное отсутствие демократии, и что мы как журналисты (опять!) должны с этим бороться.
Ещё он возмущался, когда видел, как русские нарушают правила. Сам он так не умеет, так же как и мусор за окошко не умеет выбросить. Угощал нас каким-то батончиком. По пути то шёл ливень, то светило солнце. Проехали деревню Харчевня. Вполне логично, что пункт горячего питания - понятие здесь совершенно неизвестное. В другой деревне чуть не всё население продаёт у дымящегося самовара пирожки. И всю дорогу в его лизинговой машине (из которой год назад украли панель от магнитолы) играла музыка кантри. Короче, доставил он нас к метро "Войковская" за 8 часов - с 14 до 22. Это при том, что дорога Е105 (бывшая Е95) Питер-Москва - это ужас. Иногда (!) есть разметка, чаще же просто чёрный асфальт, ещё чаще - глубокие колдобины на старом сером асфальте. А когда есть разметка, то это не двойная сплошная, а короткие одинарные полоски - получается, что вся трасса поделена на три полосы, причём где из них чья - понять очень сложно; через каждые 1-2 километра средняя достаётся то нам, то встречным. На редкость дурацкая разметка. Хотя максимальная скорость составляла 190, реально же двигались где-то 85 км/ч.
На одном из участков встретили следы аварии: пару дней назад врезались две фуры, съехали в кювет и сгорели. Их обугленные остовы дымились до сих пор. Москва мне (нам обоим) не понравилась своей дороговизной, ещё большей, чем в Питере. Метро - 10 руб, при покупке карточки на 5 поездок - по 9 ру за раз выходит; автобус - 10, при покупке у водителя - 15, штраф - 100. Телефонная карта на 2 минуты связи с Беларусью - 60 рублей (это по тридцать за минуту - кошмар! В Питере вдвое дешевле, а по картам IP-телефонии и вовсе можно по 4-5 позвонить было). Приехали к Юлиной тётушке. Горячая еда, холодная вода и мягкая постель! Рано утром встали и пошли в гипермаркет "Ашан". Вот это уж действительно гипер: 78 касс! Продаётся всё: от хлеба и спичек до палаток и телевизоров. Всё чрезвычайно дёшево по местным меркам: хлеб - 11, сырок глазированный - 3.11, сосиски - от 52, минералка двухлитровая - 9, фотоплёнка - от 37 руб за 200/36, печать - 3 рубля за 10х15. Двухместная палатка - 360 рублей, непромокаемый китайский спальник - около 12 долларов. Тётушка сказала, что тут они меньше 2-3 тысяч не оставляют.
Мы затарились едой, искупались в Москва-реке и пошли домой, а после поехали в город. Не дождались смены караула у вечного огня, да ещё солдат нас прогнал, когда мы сели на мраморное ограждение. Этот же солдат дико смешно поправлял караульному фуражку, - на это ушло несколько минут. Походили по Красной площади, пофоткали. Мавзолей закрыт (он с 9 до 13), поглядели снаружи. Там, где Минин и Пожарский - мог выйти интересный кадр, да дерево мешало: один из них своей ладонью накрывает звезду на Спасской. На Лобное место кидают монетки, их там на многие тыщи. Вот бы сюда ночью! Двух царей - Пушку и Колокол - мы не нашли, а до Третьяковки просто не дошли. Погуляли по Арбату. Тут во всей Москве мы не нашли беларусских товаров. Под вечер снова зашли в "Ашан" и сплавили почти все наши монетки - купили три сырка. Вернулись домой за несколько минут до ливня. Изучили карту; снова горячий ужин и мягкая кровать. А рано утром - на метро. Оно хоть и глубокое, но менее интересное за счёт часто однотипных станций: толстые квадратные колонны на платформе, мешающие обзору и проходу людей. Толпы людей, кучи переходов. И бубнильщики тихим голосом, невнятно. Вышли из подземки - и на трассу. Один "КамАЗ" довёз до Тулы, другой за 7 часов - в Курск. А там местная милиция ("Курские соловьи") подвезли до Белгорода. Сказали: "Мы вас взяли не потому, что такие добрые, а просто нам не нужны трупы на нашем участке". Правда, в пути раздобрели, угощали питвом и етьбой, показали место Курской битвы. Прикольно: местное пиво называется "Пикур" - Пиво Курска! Милиционеры попросили Белгородских ДПСовцев, чтоб те нас посадили, но всё обломалось. До 23.20 мы стопили, а потом поставили палатку и уснули.
На следующий день мы встали около десяти, и уже в 12 начали стопить. Остановился один мужичок на микроавтобусе. "Здравствуйте, мы в Крым" - "А я знаю, что в Крым. Вы всем так говорите. А зачем на Север ездили?". Откуда он узнал про Север - непонятно. Ну, объяснили ему всё, он согласился подвезти до границы. Границу проходили долго, около часу, причём больше всего мороки было на украинской стороне. Дали иммиграцинные карточки, заполнили. Юльке в паспорте сделали два штампа - россияне и украинцы, а мне хохлы не поставили. Теперь ещё не выпустят :). С этим драйвером мы добрались до Харьковской объездной, где и разменяли свои деньги: 1USD=5,3GRN, 1GRN=5,6RUB=440BYR. Как-то сама собой появилась у нас в пути хорошая примета: если на позиции находили монетку, то очень быстро уезжали. Такое срабатывало с десяток раз - и в России, и здесь. Причём находили даже советские монетки. А вот когда у Харькова шли занимать позицию, то нашли наручные электронные часы. Что ж, время - деньги. И сразу застопили некоего Ивана аж до Днепропетрвска.
Этот участок - просто супер: гладкая ровная бетонка, кое-где асфальт с зелёным покрытием. Приятно ехать, 17 часов, полёт нормальный. Встречаются смешные указатели. Запорожье по-местному будет Запоріжжя, и шильдики вторят английской транслитерацией: "Zaporizhzhya". Иван ехал быстро, угощал нас большими горячими чебуреками и минералкой, у которой на внутренней стороне этикетки есть картинка - сельская жизнь. Он ещё Юльке кассету подарил. Оттуда в тот день мы больше никуда не уехали, хотя долго-долго стояли ещё на трассе. Пошли купаться при луне в тихой речке с водорослями на дне, а потом заделали костёр. Ночью шёл дождь, и мы вымокли: палатка изнутри и спальники чуток. Встали в шесть, быстро поели и пошли на трассу. Мимо прошёл один парень, свернул за угол, а через минут 10 вернулся с пакетом вишен. Я командировал туда же Юльку, и она притащила этих самых вишен несколько килограммов, а потом я ещё набрал там немного более других, и штук десять недозревших антоновок. Всё это поглощалось нами весьма быстро. Почувствовав, что переел, я лёг на траву и заснул, а разбудился Юлькой, застопившей машину. Один шОфер подвёз до дороги с Харькова на Крым, а два других - ещё по паре километров.
До Симферополя - 445 км. Полпервого, стоим на дороге, стопим. Ничего. Так продолжалось до двух часов, потом пошли в местную деревушку Шахтне, которая встретила деревом шелковицы, от коего Юльку оторвать зело сложно было. У въезда в деревню на большом постаменте возвышался гигантский глобус с истлевшей краской. Мы его тут же окрестили "Глобус Украины". В деревне - колония исправительная, куча людей ждёт свидания. В магазинчике закупились едой: хлеб, сушки, две банки кильки в томате, минералка. Мне понравились здешние деньги - как видом, так и стоимостью. Сухарики - 1 гривня, жвачка - 0,2 грн, мороженое - 70 коп. Почти совок. Был даже рафинад с поездом на обёртке и сухой спирт, но киоск закрылся уже. На обратном пути насобирали ягод, вышли на трассу (уже на другую позицию) и продолжали стопить. Опять ничего. Я попутно читал книгу А.Кротова "АвтоSTOPом по России", купленную в Москве за 1 доллар, поедал яблоки и шелковицу. Вскоре приехали рабочие - наносить дорожную разметку, а мы в ответ нацепили свои спецодежды с отражателями и продолжали заниматься автостопом. Так тянулось до 8 вечера. Получилось, что сегодня мы не автостопщики, а автонаблюдатели. А сегодня ведь в Беларуси - День Республики. Тогда мы под мелким дождиком собрали много веток и устроили большой костёр, на котором зажарили по-праздничному купленные сегодня сосиски. А потом поняли: на Родине праздник - значит, выходной. Вот и мы за весь день только в магазин за продуктами съездили. Было найдено и ещё одно объяснение тому факту, что нас не подбирали: до сего момента на лямки наших рюкзаков были прицеплены беларусские значки. А тут вдруг Юлька потеряла свой, а через день и мой отцепился. Вот и подзастряли. Разбили вдребезги лагерь и улеглись, а я во время написания этих строк зазевался и свечами пропалил 2 дырочки диаметром около 15 мм.
На следующий день мы встали рано; светило солнце, и мы развесили сушиться все свои вещи. Успешно проделав сие, собрались и вышли на трассу. Решили пойти вперёд - подальше от злачного места. Встретили ещё несколько шелковичных деревьев и паренька, у которого и узнали, что речка находится на расстоянии километров семи. Мы посоветовались и я решил, что идём купаться. По пути стопили все проезжающие машины, но они и не думали останавливаться. Все только разводили руками: не могу. Мы вопрошали жестами: почему? На что они вторично разводили руками. Остановилась маршрутка, которая напрочь отказалась подвозить бесплатно. Я спросил, почему тут никто не подбирает автостопщиков; водитель ответил: "Вот останавливай всех подряд и спрашивай". А я: "Ну вот, остановил и спрашиваю". Драйвер ничего не ответил: вместо ответа он стыдливо уехал. Мы пошли дальше, пытаясь кого-нибудь остановить. Вскоре встретили ещё одно дерево шелковицы и осадили его. Прекрасно утоляет жажду, а вот руки стали чёрно-красными. А мимо проносились машины...
Наконец я оторвался и вытянул руку параллельно дороге. Из двух машин одна остановилась, из этой одной одна нас взяла! Это был роскошнейший Infiniti FX35 с московскими номерами. Описывать не буду - лучше загляните в каталог. Впервые мы двигались на самоходе такого класса. Муж и жена ехали - вот удача - до Евпатории! А поскольку нам было всё равно, в каком месте у моря остановиться, то и напросились мы с ними до конца. По пути шофёр два раза заставлял всех покинуть машину и идти то пить кофе, то обедать украинским борщом. По счастью, нас не надо было уговаривать. Поели вкусно и плотно. За провоз мужчина потребовал с нас плату - разговоры (он и подобрал-то нас, только чтобы не заснуть: всю ночь ехал). Разговаривать с ним оказалось интересно, ибо он был чалавекам дасведчаным, спорил и цеплялся к словам. Мы свою миссию по беседам исполняли исправно; он столь же исправно нёс свою вахту - ехал; ехал часто 140-160, играя в гонки с "наглыми придурками". Ещё всё время сокрушался, что на Симферополь - прямо, а ему так свернуть куда-нибудь хотелось.
В шесть с чем-то прибыли. Попросили высадить у почты. Он на прощание раскрыл кошелёк (начитавшись Кротова, я уж думал, что денег даст) и извлёк оттуда свою визитку: "Будут проблемы - звоните". Мы тут же отправились звонить - не ему, конечно, а домой (0,22 USD/мин). Папа снова удивился, я сказал, что буду числа 10-11. Зашли на базар и в магазинчик - запаслись новой порцией еды. Дёшево и вкусно. А потом пошли на море. Вышли к лагерно-курортной зоне, - а там все пляжи цивильные и скучные. Тогда мы пошли искать более дикие. По пути прошествовали по каким-то многолюдным аллеям, типа Арбата, где было всё и дорого. Украинской речи, впрочем, не было. Вышли к порту, попросились на ночь на кораблик. Парень ответил, что один не решает, надо подождать напарника. Подошёл другой парень и предложил вписать к себе, "если мамка не приехала". Оказалось, что вот-вот приедет, и посему мы пошли дальше искать себе место. Проходя сквозь неизвестно что, я был покусан сторожевой собакой породы ярд-шир-терьер. Вышла хозяйка и через пару минут разговоров показала навес, где мы можем переночевать. Скинули рюкзаки и пошли искать море. Успешно его обнаружив, залезли в очень солёную воду. Искупавшись, отужинали "дома" сосисками и улеглись сил набираться.
5 июля. Проснулись и сразу поставили себе на день задачу: обзавестись нормальным ночлегом. С этой мыслью в голове взвалили рюкзаки и пошли вдоль пляжа, думая вскоре (или невскоре) достичь палаточного городка. По пути, конечно, пару раз заворачивали на пляжи и купались. Бесплатные пляжи - это фобос и деймос: всюду строительный мусор, бетонные плиты, балки, кирпичи, битые стёкла. Причём не только на берегу, но и в воде. Но ничего: народ купается, а чем мы лучше? Заглянули в одну недостройку, думая вписаться там, но внутри было нагажено, а сверху даже днём дул чрезвычайно холодный ветер. Так и пошли потиху дальше. Дошли какого-то огороженного пляжа и решили остаться там, для чего обошли забор по воде. Искупались. Пока я собирал красивые камешки, Юлька пошла к халявному душу (как я прикинул, она за всё наше здесь житьё больше времени провела под "дождиком", нежели в море). Недалеко от этих вертикальных купален стояла большая польская палатка Legionowa, - в ней жил сторож. Через полчаса, когда Юлька объяснила ему свою автостопную сущность, она достигла успеха во вписывании в оную палатку.
Так что я с почти чистой совестью отправился в магазин вдоль трамвайных рельсов, кои вначале посчитал заброшенными. Позже выяснилось, что это сезонная ветка, и буквально на днях сюда должны будут пустить транспорт. Из-за одноколейности трассы встречающиеся вагоны должны отстаиваться в разъездах, а сами трамваи тутошние красивы: под старину такие, с выходами в обе стороны. Проезд стоит всего лишь 50 копеек (1 пачка "Роллтона"). Между прочим, всё поголовно население украинские деньги называет рублями. Сколько их там сменилось - купоны/карбованцы, гривны и прочее, - и всё равно именуются они рублями. Затарился едой и стали мы на пляже с Юлькой уплетать варёное какао при свете свечей, которые от ветра упрятали в стеклянную поллитровку. Тут же в неё стали слетаться комары - и таким образом избавили нас от необходимости устраивать им геноцид. Ещё раз искупались на ночь и отправились спать.
6 июля. День набирает силу. Тут так печёт, что само собой родилось слово "Крыматорий". А по пути, в машине ещё, была придумана фраза "Все дороги ведут в Крым". Мы отправились покорять город. Гуляли по улицам, фоткали все подряд достопримечательности. Пока прошлись по улицам и площадям, купленная мною шоколадка вконец растаяла и начала переливаться внутри обёртки. В одном из магазинов приобрёл вполне сносную карту Украины, десятикилометровку, за 4.50 грн. Город Евпатория был основан 2600 лет назад - во какой старый, - и сейчас благодаря цивильным пляжам тянется аж на 14 километров вдоль моря. В городе куча памятников архитектуры, в основном религиозного толка, ибо конфессий тут представлено множество. В некоторые дни можно подгадать момент, когда звон церковного колокола будет перекликаться с пением муэдзина на минарете мечети. Мечеть основал тот самый хан Девлет-Гирей, который спалил Москву, а построен этот храм из ракушняка - спресованных ракушек. Мы по первости прозывали этот материал шлакоблоком. Водители говорят, что он дешёв, но недолговечен; а вот мечеть уже несколько веков стоит. К сожалению, без экскурсии вовнутрь не пускают, - пришлось ограничиться наружным осмотром и съёмками. Жарко нестерпимо, зашли в секонд. Там я купил себе потрясающие шорты всего за 2 гривни; теперь станет прохладнее. Большинство наших денег уходит не на еду, а на питьё. Пробуем разные виды минералки, но все они какие-то слабые: у нас в кране и то минералов больше. Поэтому иногда переходим на дешёвый квас: всего гривня за полтора литра. Осмотрели город со всех сторон, посетили старые дворики (такие классные, солнечные, древностью отдают), почитали объявы о сдаче квартир типа "из калитки - море". И вдруг увидали машину с беларусскими номерами. Оставили у неё под дворником записку "Вітаю брата-беларуса" и еле доползли до палатки (днём пляж платный, так приходится под забором подлазить). Бухнулись в воду и пошли ужинать дешёвой местной едой. И спать - в раскалённой палатке. А шоколадку я завернул в пакет и закопал у палатки - с той стороны, где утром от неё будет тень.
Мы скоро вернёмся домой
7 июля. Утром этого дня Юлька сказала, что пора, пожалуй, собираться домой. Где-то впереди маячил дедлайн: 13 июля у меня были намечены кой-какие делишки в Минске. Ну и ладно, сняться с насиженного места для нас - раз машину застопить. Ещё пару раз искупались, сложили свои большие рюкзаки и пошли на близлежащую станцию. Сначала была мысль уж/дстопиться, только не знали точно, куда: или в Симфер, или на товарную станцию в Евпатории. А пока изучали расписание на промежуточной остановке. Ближайшие поезда в оба направления были ещё не скоро, так что приняли судьбоносное решение топать пешком до трассы, где будет удобная позиция. Бросив последний взгляд на таблицу, увидел там поезд, ходящий по особому указанию - "Евпатория - Лабытнанги". Вот так без проблем можно и до ямало-ненцев доехать.
В час дня заняли позицию, и пока Юлька стояла с вытянутой рукой, я прошёл метров 50 к воде - намочил в ней кепку (и туфли заодно), вернулся, - и тут же под ногами нашёл пятачок! Что и говорить, очень скоро мы уже вылезли у трассы Симферополь-Херсон. Там я обнаружил несколько вишнёвых деревьев, охраняемых бабулькой с козой. Ни та, ни другая не помешали мне нарвать полную кепку ягод. Только дошёл до стопящей Юльки - она уж взяла машину. В ней и подкрепились. Этот драйвер высадил нас на остановке в поле. Из достопримечательностей тут имелся ватерклозет, в который спутница моя не преминула забраться. Естественно, я тут же застопил "Волгу", и пришлось ей вылетать из указанного заведения. Потиху добрались до города Армянска, который отличается тем, что стоит у самой границы Автономной Республики Крым и основной Украины. Из речек имеется непригодный для купания Північно-Кримський канал, а на въездной улице стоит недостроенный ДК. У района магазинчиков из лежащих на земле шлангов поливались цветы, так что стали поливаться и мы с Юлькой. А там уже вышли на трассу и, пока Юлька стопила, отправился я в близрастущие заросли, где и был облаян собакой. В это время подруга моя застопила автобус с беларусскими номерами, но даже не подозревала об этом. Поэтому на мой вопрос "Что, едем в Минск?" ответила, что всего лишь до Херсона. Я ей объяснил сущность автобуса, и она как-то сникла. Поговорил я тогда с драйвером - но нет, он потом будет ночевать, а утром берёт группу туристов и везёт их на родину. Под Херсоном мы на базарчике запаслись всяко-разными фруктами и обменивались ими с командой автобуса. Высадили нас.
Смеркалось. Стоим, стопим дальше. По причине темноты и первого нахождения на Украине думали ехать через Одессу, а не по прямой Херсон-Николаев-Первомайск-Киев. И вот застопили мы грузовой микрик, но он ломается везти нас без денег. Мы пообещали ему дыню, и он тогда открыл страшную тайну: если сейчас на выезде не будет стоять его друг (что маловероятно), то мы поедем вместе. Друг не стоял, и мы поехали. В Николаеве драйвер нам показал достопримечательности, плохие дороги и красивую церковь, даже предлагал остановиться для фотосъёмки оной. И мост показал, который - вот ещё одна дивная конструкция - отодвигается вбок. Правда, редко. Расспрашивал нас о Беларуси; узнал, что дыни и арбузы в украинских масштабах у нас не растут. В полночь приехали под Одессу; отдаём ему обещанную дыню, а он не берёт: "Да ведь они у вас не растут, оставьте себе!". Но мы были чэсныя и вручили-таки ему фрукт. Это был единственный случай оплаты нами проезда по трассе. Принялись искать место у дороги, где бы можно было хорошо заночевать, и с трудностями отыскали: всё вокруг было загажено. Впервые без палатки улеглись спать, да ещё на склоне, так что всю ночь сползали.
На четверг у нас была одна главная задача: добраться до Киева. И вот вскорости мы на трассе, ловим драйверов. Один провёз совсем немного и высадил у пшеничного поля. Пока я ходил за колосками, Юлька уже застопила микрик. Всё нормально, говорит: до самого Киева - и бесплатно. Загрузились в завешанный тёмными шторами салон и поехали. По пути смотрели кино - всего "Последнего самурая" и половину "Бумера". Кроме нас, в салоне ехали ещё люди, некоторых из девушек в количестве двух штук высадили в Белой Церкови, для чего специально туда заехали. Разок останавливались на базарчике - снова фруктами запасались. А я ещё порой смотрел в окно и наблюдал за ходом строительства трассы Одесса-Киев. Техники нагнали превеликое множество: на каждый погонный метр приходится по грузовику, трактору или экскаватору (в основном всё - зарубежного производства). Хотя среди "Доджей" и свои "КрАЗы" встречаются. Дорогу, очевидно, решили сделать прямой буквально: срезали все повороты и спилили все холмы. Что стрела будет шоссе. А пока что приходится мириться с узкими полосами, пробками, запрудами, объездами. Мы же всех трудностей пути не заметили: были поглощены просмотром кинолент. Поглощены настолько, что не заметили, как нас в Киев привезли, прямо на вокзал. Время - полшестого. Сказали спасибо и пошли. А тут догоняет нас работник автостанции и говорит: вас там водитель чего-то зовёт. Чего-то? Денег захотел! Мы ему вежливо напомнили, что договаривались забесплатно. Он плюнул и уехал.
А Юлька потащила меня в "Мак-Дональдс". Я было подумал, что у неё денег завелось, и лишь потом догнал, что McD - самая широкая в мире сеть бесплатных туалетов. Что ж, выбрались мы из сего заведения и потопали в метро. Там с помощью местного населения и карты разобрались, что нам надо на станцию "Лісова" ("Лесная", то есть). Часть пути ехали поверху, через широкий Днепр и парки, склоны и дали. Красиво. Вот только ходят по вагонам люди и, словно в наших электричках, толкают всяческие товары. А бубнильщик говорит совсем тихо: "Обережно. Двери зачиняються. Наступна станция - "Черныгивська". Выбрались на конечной и направились на базар - за дешёвой едой напоследок на этой гостеприимной земле. А там перешли через дорогу, под мост - да и вытянули руку. Довольно скоро нас забрал дальнобойщик, по пути обогнав нескольких с литовскими и беларусскими номерами. Сам он свернул в Чернигов (дальше ему на трёхстранный погранпереход Сеньковка), а мы остались в темноте на повороте. Ветер продувает - темно и холодно. И всё же ждём "наших" дальнобоев и думаем, а не пойти ли нам на железку. А тут вдруг останавливается "чужой" трак и забирает нас. С ним мы, беседуя, добрались до границы. Он тут грозился застрять надолго, и мы пошли через терминал пешком, о чём в карточке мне сделали надпись, причём с ошибками. Уже на нашей стороне мы уселись под фонарь и поужинали, ожидая нашего литовца. Однако он не ехал, а нас вдруг ломать начало, и стали мы искать ночлега. Сунулись в одно место - кусты, в другое - болото. Однако всё же нашли под горой чистое местечко и завалились спать. А зря: ночью как раз все дальнобойщики и идут через кордон.
Встали поутру, глядь - ни одной фуры, всё сплошь автобусы. В магазинчике не стали брать дорогущую (раза в два) "Минскую-4", а пошли вперёд, за остановку. По пути была обретена "Велкомовская" СИМ-карта. Один чувачок высадил нас у поворота на Гомель. Там мы подзастряли: мало машин. Отыскали на дороге редкий островок тени от деревьев и стали ждать дальше. Я было поглядел грибов, но неудачно. Через какое-то продолжительное время тормознулся "ГАЗон", и мы поехали. Он нас обещал только до Гомельской объездной, а сам сворачивал на Калинковичскую дорогу. Мы с Юлькой заранее решили, что расстаёмся у трассы на Минск: я - к себе, а она - на Могилёвскую, к себе. А тут гляжу - на торпедо лежит накладная, и начертано на ней "Речица". Так и есть: туда едет. Пришлось решить мне заехать к бабушке. И вот расстались мы с Юлькой друзьями, она вышла, а я заехал в Речицу. Кое-как добрался до своей улицы, захожу в дом и с порога спрашиваю: "Ну, что там у нас на обед?". Удивил, конечно.
Пожил пару дней, ягод и фруктов наелся, а на воскресное утро наметил отъезд домой. Бабушка моя была сверхцивильной и настаивала на поезде или автобусе, но я остался непреклонен: автостоп. Тогда она стала мне предлагать деньги "мало ли на что", которых хватило бы на полтора плацкартных места до Минска. В общем, удалось прийти к мирному соглашению: часть пути я проделал на автобусе №200, который проезжает по всему городу, а потом чешет аж до трассы на Гомель. Вот так я самым первым рейсом добрался до шоссе, а там первым же "Москвичом" доехал до печально известной объездной, по которой сменил ещё две машины, прежде чем достиг (большей частью пешком) Минской трассы. Там долго я не добивался успеха в автостопе, плюс ещё дождик пошёл. Нашёл кусок плёнки и накрыл ею рюкзак, а сам мок. Часа через полтора (о ужас!) мне это надоело, и я остановил машину с минскими номерами и поехал. Драйвер шёл до самой столицы, при том оказался интереснейшим собеседником: любителем военной техники и истории войны. Почитал я имеющиеся в салоне по этой тематике книги, обсудил с ним вопросы фотографирования военных памятников. Ещё до полудня оказался в Минске.
Вот я и дома! Двадцать дней езды по трём странам, четырём столицам, куче трасс. Хоть в Белом море не купался, но брызги его на меня попадали, да и на пристани в нём руки омывал. А на юге - плавал в Чёрном. Вот и вышло: Чёрным морем - да по Белому. Лепота. А когда подсчитал с наибольшей точностью километраж (ну скруглил, конечно, для красоты), то и вовсе удивился: 6666 километров, 150 миллионов вершков, шестая часть экватора.
Самаспын назаўcёды!